Ранее мы уже писали, что разработчики Fallout: New Vegas не получили от Bethesda ни цента сверх заранее обговоренной суммы. Журналист Kotaku в своей статье рассуждает о том, почему так получилось и кто в этом виноват.
Если бы New Vegas набрал 85 баллов на Metactitic, Obsidian получила бы прилагающиеся бонусы. Один знакомый с ситуацией человек, попросивший не афишировать своего имени, сообщает, что если бы постапокалипсис от Obsidian набрал на один балл больше, издатель выплатил бы разработчикам бонус в размере $1,000,000. Для студии в 70 человек это примерно по $14,000 на человека. Достаточно, чтобы купить недорогой автомобиль.
У Obsidian были одни из самых дорогостоящих багов. И это не единичный случай. Последние годы издатели полюбили использовать Metacritic как инструмент переговоров с разработчиками. Все эти годы наблюдатели критикуют эту практику, но ничего не меняется. За последние несколько месяцев я поговорил о влиянии Metacritic с двумя десятками людей, среди которых разработчики, издатели и критики. Оказалось, что система часто работает не так, как надо.
Для непосвящённых: Metacritic — это сайт-агрегатор, который собирает оценки из опубликованных обзоров. Люди, которые управляют Metacritic, берут эти оценки, конвертируют их в стобалльную шкалу, усредняют по особой таинственной формуле и выдают цифру, называемую Metascore, которая отражает уровень качества игры.
«Обычно когда вы ведёте переговоры с издателем, ему очень интересны оценки, которые выставляли вам раньше на Metacritic», — говорит геймдизайнер Ким Свифт, разрабатывавший Portal и Quantum Conundrum. — «Какая средняя оценка по всем играм у вашей студии? А у вас лично какая средняя оценка по играм в послужном списке?»
Для того чтобы выжить, небольшим студиям приходится связываться с крупными компаниями. Это значит, что почти наверняка разговор пойдёт о Metacritic.
«Сейчас это очень распространённая практика в индустрии», — сказал Свифт. — «Вы составляете с издателем контракт и устанавливаете возможные бонусы для команды, основанные на оценке в Metacritic. Если ваша игра набирает 90 баллов или больше, вы получаете в качестве бонуса X долларов. Если оценка ниже, вам могут либо вообще не заплатить за работу, либо заплатить меньшую сумму.
В декабре я разговаривал с Фергюсом Уркхартом. Я спросил его о том, что же произошло с Fallout: New Vegas. Из-за юридических обязательств он не мог вдаваться в детали контракта.
«Я не могу комментировать непосредственно контракты», — сказал Фергюс. — «Но можно с уверенностью сказать, что издателям хотелось бы всегда рассматривать оценки на Metacritic. Разработчику это создаёт ряд неприятностей. Во-первых, у нас нет никакого контроля над оценками, хотя и есть мотивация сделать блестящую игру, с которой можно надеяться на 80 или 90 баллов».
На Metacritic хорошей считается оценка от 75 баллов, но в действительности издатели, как правило, ждут игры с оценкой не ниже 85 баллов. Уркхарт сказал мне, что иногда требования издателя могут быть просто нереальными.
«Нам довелось немало пообщаться с издателями, и — я не говорю сейчас о ком-то конкретном — нам предлагали договоры, в которых мы бы получали роялти только при Metascore не менее 95», — сообщает Фергюс. — «За последние пять лет такой оценки добилось только шесть игр, бюджет каждой из которых был втрое больше предлагаемого нам».
Это мнение разработчика. Теперь давайте посмотрим на это глазами издателя. Вы собираетесь подписать контракт со студией-разработчиком, но хотите быть уверенными, что они не подсунут вам ширпотреб. Почему бы не использовать Metacritic, чтобы обезопасить себя и свести возможные потери к минимуму, рассчитывая на шедевр?
Но один человек, работавший ранее на крупных издателей и попросивший не называть своего имени, сказал, что издатели на самом деле придумывают оправдания, чтобы не платить разработчикам заслуженные гонорары:
«Ну, на самом деле этот упор на Metacritic начался в основном
для того, чтобы уклониться от выплат роялти», — сообщил источник. — «Таким образом, даже если с продажами всё в порядке, издатель может отказать в выплатах, основываясь на средней оценке всех обзоров. Считается, что на Metacritic оценивается качество игры, но издателям важно не это».
Сегодня Metacritic оказывает серьёзное влияние на индустрию видеоигр и, хоть это полезная штука, издатели просто превратили его в своё оружие. Что-то должно уже поменяться.
Материалы по теме: