Представляем вашему вниманию перевод второй статьи из серии материалов, посвящённых культовой ролевой игре Vampire: The Masquerade — Bloodlines.
Bloodlines оставляет после себя горько-сладкое послевкусие. Дело не в вампирской капризности и сумеречных сказках, которые она рассказывает, да и не в трагической ситуации, когда дорогостоящая разработка в конце концов послужила причиной закрытия смелой студии Troika. Нет, чувство печали возникает от осознания того, что на горизонте не видно ничего похожего. Появляется мысль: почему так мало подобных игр? Да потому, что их разработка очень сложна.
Bloodlines – умная, многогранная RPG – редкий зверь. Даже при ярком свете недавнего релиза Fallout 3 (оригинальная статья выпущена в 2009 году — прим.) возникает чувство, что мы ещё далеки от земли обетованной игр, являющихся частью чего-то большего, действительно значимого для мира и людей. Bloodlines прокладывает путь к этим играм. Конечно, всегда есть вероятность, что они станут лишь мифом. Как и редкие животные из красной книги, который находятся на грани исчезновения. Отсутствие игр, похожих на Bloodlines – одна из величайших трагедий нашего времени.
Наше бедственное положение таково: если вы получаете большое удовольствие от гибридных экшн-ориентированных ролевых игр от первого лица с персонализированными историями, наполненными интересными персонажами, то ваша фэнтезийная жизнь не будет такой насыщенной, как хотелось бы. У вас очень мало вариантов. Игры, предлагающие столь личный опыт погружения в выдуманные миры, который мы никогда не могли получить за пределами фильмов и литературы, редки. Разжигатель конфликтов, сторонний наблюдатель, даже подлый человек-вор – подобный игровой опыт в какой-то мере встречается в играх. Но другие идеи, более сложные в реализации, отсутствуют. Каково было бы жить жизнью частного детектива в 1950-е, агента ФБР в сеттинге ближайшего будущего или вампиром?
Не так много игр потрудились дать нам новый опыт, как это сделала Bloodlines. Эта игра делает то, что встречается крайне редко: даёт нам неожиданный, прямой доступ к чему-то чудесному и чуждому. Это драма, при том псевдо-социальная, насколько это возможно в видеоиграх. Игра наполнена блестяще придуманными персонажами. Bloodlines позволяет нам, как участнику какой-то крупной мыльной оперы, принимать множество решений, которые окажут влияние на этих персонажей. В этом всегда есть что-то удивительно тёмное. Bloodlines удаётся быть смешной, гуманной (если не человечной), жестокой, ужасающей и захватывающей – всё сразу. Эти вампиры более чем живые, пусть и не дышат. Их своеобразные черты характера проявляются в отличных диалогах и удивительных квестах. Игра полна тяжёлых тем, идей, которые могли бы испортить любую другую игру. Соблазны, мятеж, шизофрения, пропаганда, порнография, чистилище: эти темы являются основой жизненной силы вампирской фантастики, они крайне важны для происходящего в игре. Клановая борьба вампиров одновременно благородна и презренна, и то, какие решения мы принимаем, идя по этому пути, вызывает восторг. Токсичный тур по вампирской тусовке.
Bloodlines – это что-то вроде мыльной оперы с экшеном. Я действительно считаю, что нам нужно больше подобного. Немногие игры пробовали взять за основу этот естественный игровой подход: аналогию с реальным миром, разговоры вперемешку с насилием, а не просто непрерывную бойню под управлением игрока. Разработка таких «immersive sim» сложна, но когда вы играете во что-то подобное Bloodlines, то чувствуете, что эти игры — именно то, чего мы заслуживаем. Они дают возможность скрытного или открытого прохождения, позволяют быть соблазнительным или жестоким, балуют своей вариативностью. Спустя десять часов в Bloodlines вас охватывает беспокойство: почему другие студии не стремятся к таким звёздам? Даже Bioshock и S.T.A.L.K.E.R. кажутся бессодержательными в своей навязчивой шутерной основе.
Конечно, это вопрос сложности. Разработка игры, подобной Bloodlines – задача ужасающих масштабов. Одно дело сделать игру, где мы бегаем и стреляем в людей, а совсем другое – сделать историю о слабом, недавно обращённом вампире, который может поговорить практически с любым жителем ряда процветающих городских районов, путешествуя туда-сюда на фоне множества квестов, варьирующихся от простых головоломок путём соблазнения невинных жертв до битв с конкурирующими монстрами. Чтобы создать такое, нужно действительно понимать, что вы делаете. И в этом заключается сложность, чёрное сердце игры: серьезнейшей проблемой Bloodlines была её абсолютная забагованность на момент релиза. Troika попыталась добраться до вершины геймдизайна, но оступилась, а затем упала. Моё первое путешествие через этот глючный подземный мир закончилось для моего персонажа в канализационной трубе. Дальше меня не хватило, я удалил сохранение и так эта странная приключенческая игра подошла к концу. Месяцы спустя, добравшись до финальной части, я погряз в hack-and-slash рутине, где не осталось ничего от первой половины игры, дававшей игроку отдохнуть от боёв. Даже если вы не добрались так далеко, то всё равно столкнётесь с кривой анимацией, орфографическими ошибками и всеми другими видами проблем, возникающими при разработке игры в кратчайшие сроки. Bloodlines, несмотря на все её достоинства, была сырой и недоделанной.
В конечном итоге, плачевное состояние финального акта не может быть исправлено без денег и студийной экспертизы, но многие другие проблемы исправить удалось. Я уже играл с патчем от сообщества, который решил десятки проблем. Диалоговые ветки были исправлены, анимации изменены или заменены, баги были обнаружены и попали под модный готически каблук. Чёрт, оригинальная бокс-версия игры имела глюки даже в стартовом ролике. Их тоже исправили. Bloodlines далёк от совершенства, но он отличается от любой другой игры, в которую мы можем сыграть сегодня. Если вы ещё не вцепились в эту игру, то, боюсь, многое упустили.
Материалы по теме: