Представляем вашему вниманию предпоследний материал из цикла, посвящённого неделе культовой RPG от Troika Games. Оригинальный материал был написан журналисткой The Verge.
Пару недель назад я запустила игру, к которой не прикасалась уже несколько лет — Vampire: The Masquerade — Bloodlines 2004 года выпуска. Прошли годы, и я была приятно удивлена, что отлично помнюмрачный фэнтезийный Лос-Анджелес, где происходят события игры. Пробравшись через Санта-Монику, я проделала огромный путь, выполняя разные получения местного князя вампиров, в конце концов пригласившего меня посетить его апартаменты в центре города. Затем я покинула здание и направилась к ночному клубу, у входа в который чуть не застряла в огромном металлическом турникете. Хм, подождите. Раньше его тут не было.
Даже будь я плохо знакома с игрой, мне не удалось бы забыть столь раздражающее препятствие, как этот турникет. И тогда меня осенило: перед запуском Bloodlines, которая печально известна своими багами, просто необходимо установить фанатский патч. Он исправляет множество технических проблем, а также восстанавливает некоторый контент, который вырезали разработчики, не успевая закончить игру в срок.
Раньше я уже устанавливала данный патч. Мне казалось, что работа над ним давно прекращена, но, как оказалось, в новой версии появилась эта странная небольшая деталь. Фактически, за последние двенадцать лет патч изменил игру до неузнаваемости. Это похоже на возвращение в родной город спустя долгие-долгие годы, вы сразу заметите изменения.
ЧТО ЗДЕСЬ ДЕЛАЕТ ЭТОТ ТУРНИКЕТ?
Чем дольше я играла, тем больше находила изменений. Появились целые локации, которых я прежде не видела, и предметы, которых не было. Насколько я помню, в финале одной квестовой линейки, которую восстанавливал один из патчей, был другой злодей. Я не была в этом уверена на сто процентов, поэтому воспользовалась поисковиком и убедилась, что помню всё правильно.
Если рассматривать патч объективно, то его нельзя назвать модом, добавляющим новые материалы в старую игру, так как поиском и восстановлением вырезанного контента дело не ограничивается. Немецкий химик-аналитик и разработчик модов для игр Вернер Шпаль, известный в интернете под ником wesp5, считает, что патч представляет собой попытку раскрыть всё то, что планировали разработчики, но так и не смогли реализовать.
Шпаль далеко не единственный, кто внёс свою лепту в создание неофициальных патчей к Bloodlines. В 2005 году он продолжил дело другого человека – Дэна Апрайта, попутно вооружившись активной поддержкой моддинг-сообщества, которое помогает выискивать баги, создавать новый контент и разрабатывает инструментарий для создания новых локаций. Но Шпаль является лидером данного проекта и имеет детальное представление о том, как в будущем должна выглядеть Bloodlines. Вполне вероятно, что когда-нибудь его задумки превратятся в крупную, пусть и неофициальную, «режиссёрскую версию» игры.
Исследование контента, который не вошёл в игру — очень захватывающий процесс. Один из членов сообщества Kotaku недавно написал статью о группе фанатов GTA V, исследующих код игры на предмет незавершённых зданий, транспортных средств, вырезанных сюжетных заданий. Bloodlines же известна тем, что поступила в продажу в незавершённом виде из-за конфликта между разработчиками Troika Games и издателем Activision. Последние потребовали выпустить игру за шесть месяцев до назначенного ранее срока. В итоге игра вышла в тот же день, что и Half-Life 2, а это сыграло свою роль в низких продажах игры, послужив причиной банкротства Troika Games, которая не успела исправить большую часть багов.
В игровой индустрии есть и худшие «что могло бы быть» истории, но Bloodlines всегда будет являться культовой классикой, упустившей шанс стать чем-то феноменальным.
Многие функции патча просты. К примеру, в одной папке лежат файлы всех предметов, даже тех, что, не вошли в финальную версию игры. Сверяя то, что есть в игре, и то, что находится в папке, Шпаль или любой другой создатель модов, может внедрить в игру оружие и зачарованные предметы, которые невозможно достать в игре другим способом. В других папках можно обнаружить дополнительные вампирские способности и неиспользованные модели персонажей. Таким образом, сама игра помогает моддерам себя восстанавливать.
ЭТО НЕ ПОИСК ВЫРЕЗАННЫХ СЦЕН. ЭТО ПЕРЕСЪЁМКА УТЕРЯННОГО ФИЛЬМА
Помимо этого моддеры работают с тем контентом, который планировался разработчиками, но был полностью удалён из кода игры. Команда Шпаля провела исследование документов, в которых описывался процесс разработки. Вот так они и нашли турникет, который впоследствии добавили на входе в ночной клуб.
«Прошло много времени, прежде чем мы наткнулись на французский сайт, где было опубликовано множество концепт-артов и скриншоты из бета-версии», — написал мне Шпаль по электронной почте. – «На одном из них был ночной клуб «Исповедь» с турникетом на входе, потому мы его и восстановили».
Можно предположить, что у разработчиков была причина удалить сломанный турникет из игры, но Шпаль не только восстановил его, но и написал несколько новых диалоговых строк. Так в игре появилась возможность попросить владельца клуба убрать турникет – этого в игре точно никогда не было.
Хм, это противоречиво. Патч Шпаля должен восстанавливать вырезанный разработчиками контент, а не реализовывать свои представления об игре. Это больше похоже на пересъёмку эпизодов классического фильма, которые потерялись за долгие годы. В конце концов эти изменения становятся всё более существенными, и игра становится всё меньше похожа на то, чем была изначально.
Возьмём, к примеру, вышеупомянутый восстановленный квест «Ночь в библиотеке», где вашему персонажу необходимо прервать ритуал вампирской организации «Шабаш». Если вы просто просматриваете код игры, то не найдёте скрытую карту или список квестовых задач. Единственное, что намекало на существование этого квеста – текстуры и модели библиотеки Лос-Анджелеса.
Идея восстановить данный квест, появилась у Шпаля после прочтения интервью с дизайнером Bloodlines Брайаном Митсодой, в котором вскользь упоминались вырезанные квесты и неиспользованные локации. Но для Шпаля этого было достаточно – он быстро нашёл оставшиеся в файлах текстуры библиотеки. Впоследствии он написал Митсоде письмо, в котором попросил подробнее рассказать про «Ночь в библиотеке».
«Библиотека не дожила даже до альфа-билда игры», — ответил Митсода, — «Мы обсуждали данную тему, и даже построили часть уровня, но детальный концепт-план локации и квеста отсутствовал. Это должен был быть побочный квест, связанный с вампирской организацией «Шабаш» и одним из второстепенных персонажей. Но до полноценной реализации мы так и не добрались».
Квест «Ночь в библиотеке» включал не только саму библиотеку, но и две пещеры, а также множество отсылок к мифологии вселенной Vampire: The Masquerade. Всё это было создано на основе смутных воспоминаний одного из разработчиков игры. Шпаль спроектировал локации, но большую часть работы выполнила его команда. Так в игре появился один из вырезанных боссов и его монолог перед битвой. Необходимые для этого файлы уже были в игре, но их использование было основано на предположениях.
Квест «Ночь в библиотеке» был восстановлен четыре года назад. Последовало множество жалоб от игроков, которые сводились к тому, что акцент антагониста отличался от того, с которым он говорил не в роли босса. В итоге Шпаль заменил его новым персонажем, попутно добавив в игру табачную лавку и кофейню, которые были упомянуты на карте автобусных остановок. Квест существенно изменился. Это вызвало некоторое замешательство среди игроков, которые не понимали, почему информации об этом нет во многочисленных «руководствах к прохождению».
Путаница привела к тому, что восстановленный контент стал распространяться отдельно. Многие игроки считают, что патч Шпаля является обычным модом, а не попыткой восстановить вырезанный контент. Тот же восстановленный турникет, на мой взгляд, был не самой хорошее идеей: он мог помешать при выполнении квеста, связанного с ночным клубом «Исповедь». А одно из восстановленных вампирских заклинаний позволяло мгновенно убивать врагов, не теряя при этом крови, необходимой для каста заклинаний. Это делало даже самые трудные битвы жуткой рутиной. Легко понять, почему эти вещи хоть и сохранились в коде игры, но в релизную версию не попали.
ДОСТАТОЧНО ОЧЕВИДНО, ПОЧЕМУ ЧАСТЬ КОНТЕНТА ВЫРЕЗАЛИ
Патчи Шпаля добавляет в игру так много нового, что иногда сложно понять, какая версия игры является «истинной». Является ли «истинной» та версия, которую выпустила Troika Games? Или «истинной» версией является та, где установлен патч Шпаля? Есть ли граница между исправлением багов и творческим дополнением оригинальной игры?
В любом случае, данный патч больше похож на альтернативную версию игры, разработанную без бюджетных ограничений и сроков. Кто-то из пользователей фан-форума сомневался, что «Ночь в библиотеке» действительно была вырезанным квестом, но у Шпаля было своё мнение на этот счёт.
«Troika не успела сделать квест, потому что у неё не хватило времени и средств на разработку».
Но так ли это? Есть вероятность, что файлы остались в папке игры лишь потому, что у разработчиков не хватило времени на их удаление? Мне кажется, что Шпаль считает любую мелкую деталь каноном.
В 2016 году вышла очередная версия патча. Помимо работы над ним, Шпаль также помогает команде разработчиков неофициального приквела к Bloodlines, который называется Bloodlines Prelude. Кроме тог, Вернен участвует в разработке The Babylon Project, вдохновлённого сериалом «Вавилон-5» — это модификация для игры Freespace 2.
«Я не хочу снова и снова перебирать недавно законченные карты локаций в поиске недоработок», — говорит про неофициальный патч Шпаль, — «Хорошо, что работа в какой-то мере завершена и удовлетворяет как фанатов, так и меня».
Но наступит ли тот момент, когда работа над патчами действительно будет завершена?
«Каждый раз, выпуская очередное обновление, я надеюсь, что оно будет последним», — признаётся Шпаль. – «Но игроки продолжают находить баги или контент, который можно восстановить!».
В конце каждого списка изменений патча перечислен весь нереализованный контент. Этот список до сих пор огромен. Вполне вероятно, что мы так и не увидим Восточный Лос-Анджелес, на который намекали некоторые композиции из саундтрека игры, не сможем воспользоваться перчатками с когтями или даже «коломётом». Таинственный замок останется не более чем текстурой, которую так и не использовали в игре. Но всегда есть шанс, хоть и призрачный, что это изменится.
Материалы по теме: