Редактор Kotaku Джейсон Шрайер, известный своими расследованиями, написал очередной материал о ситуации внутри студии BioWare. На сей раз статья посвящена серии Dragon Age, в частности причинам, по которым спустя четыре года после релиза и коммерческого успеха третьей игры в линейке разработка новой части так и не привела к видимым результатам.
Мы прочли материал и представляем вам основную информацию тезисно.
- Перезапуск разработки Dragon Age 4 произошёл в октябре 2017 года.
- Игра разрабатывается головным офисом BioWare в Эдмонтоне.
- Разработчики вынуждены искать компромисс между ориентированной на сюжет RPG и игрой-сервисом, но проект не имеет ярко-выраженной мультиплеерной направленности.
- Идею «сервисности» проталкивает владелец BioWare, компания Electronic Arts.
- Самым болезненным для команды, создававшей отменённую в октябре 2017 года версию Dragon Age 4, было то, что на сей раз у авторов был необходимый инструментарий для разработки, идея и концепция, которые всем нравились, а также руководители, действительно старавшиеся избежать ошибок Inquisition. Разработчики считали, что нащупали правильную формулу новой игры, осознавая, что запланированный масштаб им по плечу. Другими словами, на этот раз производство шло хорошо.
- Причиной отмены послужила затянувшаяся разработка Anthem.
- У Dragon Age: Inquisition были колоссальные проблемы. Здесь и первый опыт взаимодействия с движком Frostbite, и необходимость делать пять версий, включая консоли прошлого поколения, и мультиплеерный режим, который для команды был чем-то совершенно новым.
- Разработка Dragon Age 4 стартовала в 2015 году, сразу после релиза заключительного DLC для предыдущей игры, Trespasser. Несколько десятков разработчиков во главе с Марком Дарра и Майком Лэйдлоу занялись проектом, тогда как остальная часть команды была переведена на Mass Effect: Andromeda. Руководители заявили, что в первую очередь сосредоточатся на выработке чёткого видения игры, чтобы передать его команде и минимизировать хаос при производстве, который сопровождал создание Inquisition.
- Dragon Age 4 получила кодовое имя Joplin.
- Все собеседники Шрайера как один заявляют, что план по созданию проекта был прекрасным, а руководители серьёзнейшим образом подошли к своим обязанностям, делегированию полномочий и необходимости своевременно принимать решения.
- У разработчиков сохранились все инструменты от прошлого проекта, так что Frostbite перестал быть проблемой, а налаженный пайплайн производства контента был привычен и не вызывал вопросов у опытной команды. Кроме того, было принято решение как можно больше прототипировать идеи, отрабатывая их на практике, а не ждать последнего момента или подолгу обсуждать.
- Вся документация редактировалась сразу же, едва в проекте появлялись изменения. Таким образом новички в команде могли моментально ознакомиться с текущей версией и сразу же приступить к работе без необходимости отвлекать других сотрудников вопросами.
- Один из собеседников Шрайера заявляет, что ведущие разработчики построили взаимодействие таким образом, чтобы решения принимались моментально. Как только появлялась необходимость решить какой-то вопрос, выбирался вариант, который на момент принятия решения казался лучшим. Таким образом удавалось избегать простоя, все занимались делом, а неидеальные решения корректировались позднее, что отнимало куда меньше времени.
- Другой собеседник Шрайера заявляет, что это был лучший опыт разработки в его карьере.
- Игра была меньше Inquisition по масштабам и охвату, но при этом куда более нелинейной.
- Игроку предстояло управлять группой шпионов, работавшей на территории империи Тевинтер. Идея заключалась в том, чтобы создать игру с меньшими по размерам локациями, делая ставку на выборы и их последствия.
- В той версии Dragon Age 4 была необходимость повторно посещать локации по сюжету, однако целью была демонстрация последствий ранее принятых решений — локации заметно менялись. Кроме того, разработчики делали ставку на ветвление квестовых линий, которые также изменялись, реагируя на сделанный игроками выбор. В игре были некие «нестандартные способы окончания игры», к которым приводили определённые пути.
- Ещё одним важным элементом проекта Joplin стали ограбления. Разработчики создавали динамическую систему повествовательных механик, которые позволяли игроку производить различные действия (убеждение, вымогательство и прочие) без необходимости прорабатывать каждую такую сцену вручную (судя по всему, нечто аналогичное в итоге было реализовано в Red Dead Redemption II — прим.).
- Первый сбой произошёл в конце 2016 года, когда BioWare пришлось приостановить разработку игры, чтобы помочь команде Mass Effect: Andromeda с её проблемным проектом. В титрах «Андромеды» даже есть специальный блок для этих сотрудников (см. изображение ниже — прим.), их выделили в отдельную категорию, назвав Dragon Age Finaling Team.
- Сразу после того, как Andromeda была выпущена в марте 2017 года, команда вернулась к работе над Dragon Age 4. Уже тогда некоторые сотрудники начали понимать, что Anthem станет следующей игрой, на которую их в срочном порядке переведут, когда станет совсем жарко. И всё же сотрудники были очень рады вернуться к своему детищу.
- На тот момент единственным аспектом проекта Joplin, который никто так и не обсудил, был мультиплеер. Несмотря на то, что у студии была автономия от решений EA, последние всё же требовали наличия оного в играх. Есть вероятность, что отсутствие каких-либо материалов или даже идей относительно мультиплеера послужило одной из важнейших причин отмены игры.
- По словам Шрайера, сотрудники BioWare в рамках Electronic Arts чувствовали себя настоящими фриками, которые занимаются ролевыми играми, когда все вокруг делают взрывные шутеры и большие спортивные симуляторы с огромными бюджетами. Игры студии никогда не продавались так хорошо, как продаются FIFA или Battlefield, так что BioWare никогда не ощущала особого притока ресурсов, в отличие от своих коллег из других студий.
- Вышестоящие сотрудники BioWare в открытую спрашивали, есть ли EA вообще дело до повествования в играх. Не плевать ли им на RPG? Ответов им не давали.
- Ко второй половине 2017 года Anthem стала настоящей проблемой, появились сомнения в том, что игру вообще доведут до релиза. В октябре 2017 года, сразу после того, как ветеран BioWare Кейси Хадсон вернулся в студию в качестве её главы, были приняты срочные меры по спасению проекта. Joplin отменили, а большую часть сотрудников, включая продюсера Марка Дарра, перевели на завершение Anthem.
- Крошечная команда осталась работать над проектом новой версии Dragon Age 4, которая получила рабочее название Morrison. Разработка игры началась на базе кода и инструментария, созданных для Anthem. Это та версия Dragon Age 4, над которой BioWare работают прямо сейчас.
- По словам собеседников Шрайера, руководство пообещало, что EA будет относиться к этому проекту как к новому, не обременяя разработчиков временем и деньгами, потраченными на прошлую итерацию. Команда получит полноценный бюджет.
- В текущую версии Dragon Age 4 закладывают элементы, которые позволят монетизировать игру в долгосрочной перспективе.
- Один из инсайдеров заявляет, что какие-то наработки Joplin таки будут использованы в Morrison.
- Поскольку ключевые разработчики серии покинули BioWare, новой команде понадобились лидеры. Креативным директором Dragon Age 4 назначен Мэтт Голдман, он занимал должность арт-директора при разработке Inquisition.
- Собеседники Шрайера, в настоящий момент работающие в BioWare, отвергают идею о том, что игра будет мультиплеерной. По их словам, идея заключалась в том, чтобы именно Anthem была долгосрочным онлайновым проектом, в то время как Dragon Age и Mass Effect могут экспериментировать с сетевой составляющей, оставаясь сингловыми играми, поскольку именно это определяет их как франшизы.
- Другие сотрудники также подтвердили, что с точки зрения технологий на базе кода Anthem можно сделать однопользовательскую игру.
- Один из разработчиков заявил, что в основе дизайна лежит однопользовательская сюжетная кампания, а идея внедрения мультиплеера касается в первую очередь контента, который будет выпущен уже после релиза. Это совпадает с официальной версией Кейси Хадсона. Судя по всему, таким образом авторы планируют поддерживать интерес к Dragon Age 4 в долгосрочной перспективе. Причина тому кроется в довольно низких продажах сюжетных DLC, которые покупает лишь малая часть игроков.
- Некоторые сотрудники рассказывают о других идеях по внедрению мультиплеера в игру. Обсуждалась возможность позволить игрокам присоединяться к друзьям в качестве одного из сопартийцев.
Напомним, что анонс Dragon Age 4 состоялся в декабре 2018 года и сопровождался коротким видеороликом, в котором авторы даже не продемонстрировали логотип игры.
По слухам, руководитель BioWare Кейси Хадсон анонсировал проект вопреки воле Electronic Arts, а ролик готовился впопыхах.
Материалы по теме:
Комментарии
Allard
Краткое содержание:
Tristis Oris
ну яснопонятно. ЕА оно нафиг не надо, ниче хорошего не дождемся.
ShielD
Я тут нашёл старый мемас...
Kezef
Если в кратце описать то выходит нечто следующее: "Мы поняли все свои ошибки (в какой там раз они их уже поняли? 5? 6?) и делали игру мечты, РПГ с выбор и последвиями которая понравится игрокам. Потом ЕА дала нам подзатыльник и сказала быстро разбирать всё это и делать как всегда"
ShielD
Forcemaster
А может потому, что DLC, выпиленные из основной игры, это фиговая идея? А которые не выпиленные, те убогие?
Интересно было бы посмотреть на статистику продаж, ну скажем тех же Bloodmoon и Tribunal для Морровинда. Хотя это же Expassion Pack или типа того, а не DLC. Или "Ночь Ворона" для Готики. Или допы на Ведьмака 3.
Kangaxx
Ну да, во всем всегда виноваты злые и нехорошие ЕА, что творят зло ради зла.
В ДА2 они напаскудили, своим МЕ3 запороли всю трилогию, выпустили совершенно унылую ДА3 и отвратную МЕ4.
Наверняка эти ЕА еще и в подъездах ссут.
Allard
Ну вообще, так оно всё и было. И про подъезды я ничуть не удивлюсь.
Jigaboo
Да тот же драгон эйдж эвейкен глянуть можно, добротный такой аддон, или орды андердарка.
p.s. ситуация - лютый ахтунг.
AnLac
Делали проект мечты, все шло гладко и прекрасно, но вдруг еа пришли и все поломали. Какие хорошие биовары и какая плохая еа!
Профессиональный отмыватель Шрайер.
Del-Vey
Вообще-то в тексте написано, что одна часть BioWare постоянно косячила и дважды отзывала команду Dragon Age ради финализации других своих проектов, то есть BioWare вредила сама себе, когда не справлялась.
Про EA там только в контексте их желания везде видеть мультиплеер и незаинтересованность в сюжетных играх, а это факты известные. Даже отмена Joplin произошла с приходом Кейси Хадсона. Полагаю, довольно очевидно, чьё это было решение.
Там даже отдельная строчка есть про то, что у BioWare автономия от EA.
Heisenberg
Это все конечно интересно, но когда студию уже прикроют? А то если смотреть на эти расследования, то получается что биовары одни только убытки своему руководству приносят. Да и игры, в лучшем случае, создают средние.
Del-Vey
Ты перечислил дополнения из тех времён, когда разработка стоила в десять раз дешевле, а рынок не был перенасыщен играми.
Что касается "Ведьмака 3" - это игра космических масштабов с бюджетом AAA-проекта, которая в Канаде стоила бы в четыре раза дороже. Размерами и количеством контента (как в оригинале, так и в DLC) она во многом обязана низким относительно Северной Америки зарплатам. Мало кто способен реализовать такое.
К тому же, если "Сердца из камня" были обычным DLC, не очень большим, то "Кровь и Вино" - это целый спин-офф, который и рекламировали соответствующим образом. С таким маркетингом не мудрено, что продажи хороши.
Sirius Helldog
Максимум вина еа в том, что они во время Anthem'а таскали из нее программистов, чтобы они помогли запилить фифу на фростбайте.
Larus
То есть Хадсон всё зарубил и стартанул разработку заново, после того как перебросил часть команды на Anthem? Ему бы лучше быть уверенным в том, что новая идея круче той что была. Потому что первая идея звучит достаточно интересно)
Sol
Звучит да, но реализация. Сказать что это была бы игра мечта и действительно сделать как бы разные вещи.
Silya
Для меня даже низкокачественная синглплеерная рпг с упором на сюжет будет лучше, чем самый лучший мультиплеерный гриндан.
aleggator
Читаю я эти все срывы покровов по Андромеде, Антему и теперь ДА4 и не могу понять одного - нафига козе баян? Зачем ЕА вообще покупала Биоваре, если это совершенно не их сфера игр и они в нее не вкладываются толком?
Jigaboo
Для садомозо оргий, очевидно же.
Del-Vey
Она купила студию в 2007 году, когда BioWare была на пике славы, а её игры зарабатывали отличные деньги и прекрасно продавались. Тогда ещё топовые продажи были за AAA-проектами, а не мультиплеерными играми-сервисами. За 860 миллионов EA купила BioWare и Pandemic вместе со всеми франшизами, не то чтобы очень большая сумма, если сравнить с продажами их игр. Уже будучи частью EA они выпустили самые свои хитовые игры.
EA работает по схеме сверхприбылей, потому что акции должны постоянно дорожать. Если игры не продаются всё лучше и лучше, акции дешевеют, а актив становится нерентабельным. Это одна из причин, почему Activision, будучи мегакорпорацией с реками денег, выпускает одни только Call of Duty и совершенно не заморачивается тем, чтобы часть денег вкладывать во что-то ещё. Другие игры могут продаваться тиражами в 2-3 миллиона при скромных бюджетах, но погоды не сделают, а риски потерять деньги всегда есть. Чего уж там, если им даже Destiny не угодила.
EA постепенно идёт к тому же. Рано или поздно может не остаться ничего, кроме Battlefield и спортивных симуляторов. С другой стороны, они зачем-то делают ремастеры оригинальных Command & Conquer, так что не всё ещё потеряно.
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что EA никогда и ни за какие деньги не продаст ничего, что им принадлежит. Поэтому и BioWare никогда не выкупят те, кто в такого рода играх заинтересован.
Шутка ли, они прикрыли студию-разработчика серии Ultima в начале нулевых, а потом отдали её название своему магазину - Origin.
Мне вообще кажется, что BioWare ещё существует только потому, что на неё тратятся не такие деньги, как на DICE или EA Motive. Видимо, даже провальные игры, вроде Mass Effect: Andromeda, таки отбивают затраты.
Никитич
Мне запомнились вот эти цитаты из той статьи в Котаку про разработку Anthem:
Оказалось, судя по этой информации о DA4, что всё ещё хуже.
Прощай, Тедас. В первой части было увлекательно. Во второй необычно, но монотонно. В третьей откровенно скучно. Четвёртой попытки, по-видимому, не будет вовсе.
smartmonkey
Спасибо за перевод! Познавательное чтиво.
В своё время я предполагал, что Anthem как-раз станет работой над ошибками, где всё тщательно спланируют. Ан нет, оказалось, что там такой же производственный ад. На деле же получается, что старая версия DA4 как раз и планировалась как работа над ошибками. Не только в игровом плане, но и производственном. Сейчас уже и предполагать не хочу, сможет ли Хадсон разрулить этот бардак. Надеюсь лишь, что сценарий Уикса сохранится, как и та часть, что писал создатель Sunless Sea. Уж больно интригует, что у них там получилось.
Кстати, Майкл Гэмбл, похоже, намекает, что работа над новым Mass Effect уже в самом разгаре. В своём твиттере он обратно вернул арт из Mass Effect (было MEA, потом Anthem) и в описании "Lead Producer @bioware. Mass Effect, Anthem". Массыч снова на первом месте, а до этого был указан Anthem.
Пилите мне Mass Effect 4 с Шепардом и я всё прощу.
ShielD
Nope. История Шепарда закончилась в третьей части. Нам нужен новый герой... К примеру, вот такооой:
Wizzard
Зачем?
Это еще кто?
Что происходит?
ShielD
Этот персонаж (правильнее - модель) из старого конкурса на тему Mass Effect, когда Андромеды ещё даже не существовало.
Wizzard
Но какая разница как выглядит рекламный персонаж?
ShielD
Действительно.
Wizzard
Так вот что погубило Андромеду, оказывается.
ShielD
Скорее, «одно из...». Ну и да, раз персонаж у нас «рекламный», хочется, чтобы и выглядел он подобающе (чтобы был ещё один + к покупке продукта). Это неправильно? (Mass Effect 1-3 с вами не согласятся)
Del-Vey
В какой-то степени. Без кривой анимации и фриковатых моделек у игры не сложилась бы репутация посмешища аж за неделю до релиза. Продажи были бы выше, поддержка игры патчами продолжилась, DLC не стали бы отменять. Качеству игры это помочь не способно, у неё других проблем выше крыши, но без репутации цирка уродов, над которым смеялся весь интернет, всё могло закончиться намного лучше как для игры, так и для монреальской студии.
dendrag
Ну фем-Шепард к третьей части была крута.
Обсудить на форуме ➥