Последнюю неделю мы провели за Stygian: Reign of the Old Ones, пошаговой RPG старой школы, выполненной в уникальном художественном стиле. Проект турецкой студии Cultic Games издаётся силами компании 1С, которая и обеспечила нам доступ к предрелизной версии.
Стоит отметить, что уже после предоставления копий игры журналистам разработчики выпустили патч, решающий большую часть технических проблем, с которыми мы столкнулись.
Материал представляет собой впечатления нескольких людей с отличающимися вкусами, все они провели в игре разное количество времени, но на момент публикации статьи не успели дойти до финальных титров.
Пожалуй, основным достоинством Stygian: Reign of the Old Ones являются широчайшие возможности для воплощения выбранной роли. Перед началом игры вам предстоит создать собственного персонажа из целой кучи архетипов, включая возраст, профессию и мировоззрение. В процессе прохождения героем овладевает безумие (куда же без него в произведении по мотивам творчества Лавкрафта), а вернуть ему часть утраченных очков рассудка помогает именно «ролеплей» — их восстанавливает выбор реплик, соответствующих архетипу персонажа.
Нелинейность игры проявляется в основном в диалогах и путях решения игровых задач (например, героиня-ученая дверной замок растворила кислотой, а культистка нашла потайной рычажок). Я начинал проходить сначала за угрюмую аристократку-ученую, затем за харизматичную культистку — разница в диалогах заметна.
Кроме того, хотелось бы отметить интересные квесты — здесь нет заданий формата «подай/принеси», что не может не радовать. В игре есть несколько потенциальных спутников, и у каждого из них найдутся личные квесты.
Нет в Stygian и бесполезных навыков. Все способности героя используются примерно в равной степени, и всегда найдётся нечто недоступное текущему «билду» персонажа, что наравне с простором для отыгрывания роли обеспечивает отличный уровень реиграбельности.
К однозначным же недостаткам можно отнести сражения, а точнее их затянутость. Боевая система в игре проста и безыскусна, а некоторые битвы занимают слишком уж много времени. Здесь же стоит отметить симпатичные анимации персонажей, которые, впрочем, со временем начинают утомлять — герои подробно воспроизводят свои действия, из-за чего процесс сильно затягивается.
Отдельного упоминания достойна роскошная русская локализация — она замечательна во всём, включая отлично подобранные шрифты. Перевод выполнен очень дотошно, и здесь, кажется, не обошлось без литературного редактора.
В игре очень интересно просто ЧИТАТЬ. Читать все, от описания покосившегося сарая и до разговора с сумасшедшими. Я не пропустил ни одной строчки.
Многовариантность прохождения того или иного эпизода завязана в первую очередь на навыках и характеристиках, а также на архетипе персонажа, которого игрок создал.
Сражения в игре есть, они не самые плохие, но главное, что их можно не доводить до конца. Для этого необходимо переместить персонажей на клетки, появляющиеся через несколько раундов после начала схватки. Впрочем, битвы можно попросту обойти, используя навыки скрытности. В игре встречаются интересные тактические задачки, но те, кому бои покажутся не очень увлекательными, смогут найти способ сократить количество столкновений до минимума.
Мне пока ещё не удалось увидеть последствия принятых решений, лишь обзавестись врагом в лице местных гангстеров, но подобных результатов можно избежать при помощи надетой маски или другого головного убора, скрывающего лицо.
Проблемы у игры лишь в области UX — шрифт несколько мелковат, а количество информации во время сражения и её подача оставляют желать лучшего.
Повествование и диалоги — определённо самая сильная сторона Stygian. Центральная сюжетная линия сразу захватывает внимание игрока, а большая часть второстепенных заданий ни в чём ей не уступает. Игра предлагает богатые возможности выбора роли, позволяя пройти один и тот путь совершенно по-разному. Именно поэтому перепроходить Stygian почти так же интересно, как и играть впервые.
Увы, не обошлось без солидной ложки дёгтя. Игра наполнена геймплейными механиками, которые вызывают лишь фрустрацию и выглядят так, словно их забыли вырезать из финальной версии. Сражения затянуты и скучны, поскольку в них нет глубины или вызова. Они словно созданы для того, чтобы растянуть хронометраж, зачастую служа лишь наказанием за провал проверки навыка. То же самое можно сказать и о многих других элементах. В игру зачем-то были внедрены механики выживания, из-за которых персонажу необходимо каждые 10-20 минут есть и спать, не говоря уже о необходимости делать привалы, которая куда лучше подходит партийным играм про исследование подземелий.
Всё это усугубляется практически полным отсутствием обучения и подсказок. Интерфейс игры изобилует всевозможными значками и терминами, но игра не стремиться объяснять их значение. Из-за этого многие механики выглядят переусложнёнными и неочевидными — игра не сообщает, как часто нужно есть или что означают иконки статусов персонажей в бою.
Stygian — это определённо, хорошая игра но её сопровождает немалое количество неприятных недочётов. Остаётся лишь надеятся, что часть из них будет исправлена первыми патчами. В противном случае серьёзные проблемы с UX, плохая оптимизация и долгие загрузки лишь испортят впечатление от игры.
Stygian: Reign of the Old Ones довольно неплохо удаётся передать картину деградации общества, разложения (как с моральной точки зрения, так и c физической) и беспомощности к тому, что может произойти в будущем. С первых минут игроку ясно дают понять, что для большинства местных жителей вы — никто. Пыль. Очередной чудак, который скоро либо слетит с катушек, при этом заработав несколько дырок в туше за своё неуёмное любопытство, или как-нибудь иначе сгинет в этом сером и проклятом мире, из которого выхода нет и не предвидится в ближайшее время.
Симпатичный арт и красивое музыкальное сопровождение только подчёркивают тяжёлую атмосферу, работая на погружение. Здесь вам и огромной высоты деревянная статуя одного из Древних Богов, всем своим видом дающая понять, что в этом месте творится полная чертовщина; и таинственный Чёрный Гость, от которого так и веет потусторонним мистицизмом; и гангстеры, под предводительством зловещего Восколицего, держащего в ежовых рукавицах всю округу; и вселяющий ледяной ужас, неуловимый и кровожадный маньяк; в общем, много всего.
Постепенное помешательство главного героя (а возможно, на деле, самого игрока) на своей «миссии», конфронтация науки и рационализма с оккультизмом и суевериями, неоднозначные выборы — всё это по-своему рисует очень мрачное, депрессивное и трагичное полотно. В какой-то момент в голове щёлкает мысль, а не переборщили ли авторы со всем этим? Несмотря на то, что графически Stygian: Reign of the Old Ones выполнена достаточно скромно, а анимация персонажей не хватает звёзд с неба, игра захватывает и увлекает с первых минут. Далеко не все проекты с куда более внушительными бюджетами могут этим похвастаться.
Stygian уделяет огромное внимание тому, какого персонажа мы будем отыгрывать. Честно придерживаясь выбранной роли и выбирая те реплики, которые наиболее близки выбранному образу, вы сохраните свой рассудок относительно стабильным. Таким образом разработчики мотивируют отыгрывать выбранную роль, а не принимать решения, основываясь вашей выгоде как игрока. Первое прохождение я стартовал детективом-материалистом, на что игра постоянно предлагала диалоговые опции, позволяющие придерживаться роли падкого на выгоду сыщика.
На общении с NPC, впрочем, многовариантность не заканчивается. Выбрав роль, мы действительно получаем уникальный игровой опыт, а двигаясь по сюжету всё чаще и чаще сталкиваемся с уникальными персонажами, диалогами и ситуациями, которые могли пропустить, создав персонажа иного склада характера, мировоззрения и подноготной. Ловкий протагонист способен выхватить энциклопедию у торговца, бывший аристократ будет путешествовать в компании своего дворецкого, а детектив крайне наблюдателен и постоянно прибегает к дедукции. Игра предлагает множество вариантов в каждом аспекте и её хочется изучить со всех сторон. На мой взгляд, перед нами настоящая «живая классика», ведь здесь есть всё то, за что мы любили игры Troika или оригинальную дилогию Fallout.
В отличие от других игр по мотивам произведений Лавкрафта, в Stygian мы не пытаемся предотвратить конец света — он уже наступил. Вы не спаситель и даже не герой поневоле, а цель протагониста проста — выжить и не тронуться умом. Всю игру мы наблюдаем за тем, как люди принимают произошедшие события. Кто-то окончательно отчаялся, кому-то удалось приспособиться, а некоторые просто с безразличием ждут, когда всё закончится. Аркхем погряз в хаосе и мы ничего не сможем с этим сделать. К слову, главный герой тоже может тронуться умом, что повлечёт за собой изменение диалоговых опций. Окончательно «двинувшись», мой персонаж стал изъясняться как Малкавиан из Vampire: The Masquerade — Bloodlines.
Игру можно очень долго расхваливать, и это тот самый случай, когда совершенно не обращаешь внимания на слабые стороны, к которым следует отнести излишне неторопливые сражения. Stygian — это штучный продукт, которого обычно ожидаешь от ветеранов жанра. Тем удивительнее, что сделала её малоизвестная студия Cultic Games, расположенная в Турции. Если вы любите Fallout 2, Arcanum или Bloodlines — эта игра для вас.
Stygian: Reign of the Old Ones уже доступна для приобретения в GOG за 589 рублей и в Steam по цене в 594 рубля, учитывая релизную скидки в 16% и 15%, соответственно. Спустя какое-то время ценник вернётся к базовой сумме в 699 рублей.
Stygian: Reign of the Old Ones уже доступна GOG за 589 рублей и в Steam по цене в 594 рубля, учитывая релизные скидки в 16% и 15%, соответственно. Спустя какое-то время ценник вернётся к базовой сумме в 699 рублей.
Материалы по теме:
Комментарии
Diethart
Мама, я в телевизоре.
AnLac
Спасибо, попробую.
Twister
Уломали, куплю если цена будет адекватная.
Del-Vey
Цена уже известна.
Tristis Oris
с ценой чет поспешили) еще не купить.
спасибо, звучит интересно. aHoMD в свое время оправдал потраченное время, эта надеюсь тоже справится.
Twister
Спасибо, увидел, в глаза долблюсь.
Скажите еще кто прошел - сколько часов игра?
Del-Vey
Должна была релизнутся вместе со снятием эмбарго на статьи. Сами недоумеваем.
eFF
Спасибо за обзор, все-таки возьму.
Обзор не помог принять решение, помог скриншот с проституткой и 30 сигаретами
Tristis Oris
эй парень, откуда у тебя столько сигарет? ты не местный?
Coyote
Уже давно в списке желаемого, однозначно возьму. Но вот вопрос, что там по длительности геймплея?
P.S. Игра выходит в 20:00 по мск.
Jigaboo
Я рекомендую патчей подождать.
smartmonkey
Думаю, 20-30 часов. Это не какая-нибудь часть Banner Saga. Я наиграл порядочно, игру быстро не пробежать. Полноценная RPG.
Del-Vey
Вышел патч сутки назад.
Medwedius
Пожалуй самый удачный формат "рецензии" - сбор мнений совершенно разных людей. Спасибо!
Судя по всему игру надо брать.
Sodden
Если кого-то волнует цена, то разработчики обещали ещё -15% на старте.
Благодаря вашим «обзорам» я окончательно понял, что заболел сегодня не зря. Привет Ктулху, прощай работа!
Albatross
Там в основном какие-то редкие критические баги правили, а Stygian нужно что-то более серьёзное. Если уж в игре до сих пор разрешение сбрасывается при каждом запуске, страшно представить какие у разработчиков более приоритетные баги.
Medwedius
"Прошел" игру. Назвать это полноценной игрой язык не поворачивается. Нет, она очень хороша. Но она не доделана, концовки нет и разработчики даже этого не скрывают (Вкратце новость перед релизом: "У нас не хватило времени и бюджета, поэтому последнюю главу мы делали второпях, а часть контента отрезали, в надежде реализовать его позже").
Вот только они забыли добавить статус "ранний доступ", т.к. то что они описывают, и то что получилось это именно он и есть.
В итоге игра очень нравится, она и правда очень хороша. Но на лицо обман (это не готовая к продаже игра, как заявляет страничка в Стиме).
Жаль, что ребята не успели пройти игру до написания обзоров, думаю в таком случае рецензии были бы другими.
Del-Vey
Никогда такого не было и вот опять...
Сколько уже игр выходило с открытыми финалами? Из RPG сразу вспоминаются "Ведьмак 2", Mass Effect 1-2 и так далее. Не вижу особой проблемы в этом. Какой-нибудь Metal Gear Solid 2 заканчивается тогда, когда начинается самое интересное. А третья часть вообще приквел, так что финала истории прошлось аж до четвёртой ждать.
Medwedius
Игра не с открытым финалом. Вы читали новость по ссылке? Планировали полноценную игру, но тупо обрезали ее (не озаботившись оформлением этого обрезанного куска) и выкинули в релиз.
В Ведьмаке 2 логичный законченный финал, Убийца королей "пойман", память вернул, главный квест выполнен. О Цири и нет и речи, а третья часть именно про ее поиски. В Масс Эфектах - то же самое, законченный логичный финал части и выполнение поставленной задачи в ходе игры, главный квест выполнен. В этой игре главный квест не выполнен, зачеркнуто пару его пунктов, а остальное висит и даже не закрывается при "концовке", так-же как и квестовые итемы главного квеста (статуэтка Ктулху и бумажка со стихом) не используются и висят в инвентаре. Есть примеры такого завершения игр?
Del-Vey
Там написано, что в финале клиффхэнгер.
Звучит корявенько, но надо будет самостоятельно пройти, чтобы понять, насколько это критично. Если проблема только в условных пунктах и предметах, то это не более чем шероховатость, на мой взгляд.
Возможно, зависит от восприятия. Я люблю сериалы и смотрю исключительно сюжетные, так что мне не привыкать к ситуациям, когда третий сезон оборвался на полуслове, а поставленная ещё в первом цель так и не была достигнута.
Albatross
Ага, тоже об этом думал когда играл, хотя финал тут и не причём. По-хорошему ей бы повисеть в раннем доступе ещё полгода-год.
Medwedius
Да, при том что я сильно огорчен концовкой, пройти стоит. Игра мне очень зашла, даже могу сказать что она великолепна (исключая баги и концовку), от этого и огорчение.
Ксатати очень удивился, что роль которую выбираешь в итоге не только набор статов и компаньонов. Например начав за солдата (я начинал играть за 4-х персонажей) появился диалог с мужиком возле крайнего левого костра в городе с пометкой (солдат) и только он привел к разрешению ситуации с ним, другими персами этого не было и решить с ним ситуацию не удавалось (он продолжал там стоять и конючить).
Обсудить на форуме ➥