Анонимный инсайдер на форумах Reddit рассказал обо всех этапах производства Cyberpunk 2077. Сам автор не имеет в производству игры никакого отношения — его источником выступил один из разработчиков, трудящийся в CD Projekt RED уже много лет.
По словам инсайдера, его приятель, работающий в студии, рассказывает о небывалой текучке кадров. Через два года после трудоустройства большая часть сотрудников, с которыми он познакомился, ушла, а на смену им пришли новые лица. Основной причиной этого он называет постоянные «кранчи», из-за которых приходится работать вплоть до 16 часов в день, а также низкую заработную плату рядовых сотрудников — другие польские студии платят вплоть до 40% больше, чем CD Projekt RED. Кроме того, в студии очень трудно пойти на повышение и добиться большего, а при переходе с позиции «джуниора» на роль старшего специалиста разработчик может даже не получить повышение оклада.
Стоит отметить, что в комментариях к записи уже отметилось несколько инсайдеров, которые утверждают, что информация сходится с тем, что они знают о внутренней кухне студии.
Свой материал инсайдер оформил в формате хронологии.
2011 год
The Witcher 2 стала большим успехом для CD Projekt RED. Руководители уверены, что им стоит делать более разнообразные игры. В это время начинается разработка третьей части серии, а боссы студии ищут возможности для создания другой франшизы.
На рубеже 2011 и 2012
CD Projekt RED связывается с создателем настольной RPG Cyberpunk.
Начало 2012
Небольшая группа людей начинает проработку идей для игры по мотивам Cyberpunk.
Середина 2012
Студия подыскивает руководителей проекта, команда разрастается до 40 человек.
Начало 2013
Около дюжины людей остаётся работать над Cyberpunk, остальных переводят на The Witcher 3, которую уже разрабатывают в режиме постоянных «кранчей».
Член правления компании Адам Бадовски подтверждает, что в игре будет мультиплеер.
Начало 2015
Две-три дюжины людей работает над проектом, большая часть всё ещё занимается «Ведьмаком 3».
Где-то в 2015 году
Источник данной утечки переходит работать с The Witcher 3 на Cyberpunk.
Середина 2015
Большая часть сотрудников переведена на Cyberpunk (над игрой трудится порядка сотни человек), теперь над The Witcher 3 работает меньше людей. Многие работники после «Ведьмака 3» ушли из студии, некоторых уволили.
Конец 2015
Проект The Witcher 3 считается завершённым (судя по всему, над заключительным дополнением работала не основная часть команды — прим.), над Cyberpunk работает порядка 150 человек
Возникают проблемы между старой командой Cyberpunk, работавшей над игрой с 2012 по 2015 годы, и новыми разработчиками, которые присоединились после релиза «Ведьмака 3». С одной стороны, новых членов команды закинули в самую гущу событий, с другой стороны многие наработки старой команды просто викинули в корзину, поскольку руководство теперь очень глубоко погрузилось в проект (жёсткий микро-менеджмент). Соперничество между старой и новой командами поддерживает высшее руководство.
Начало 2016
Владельцы компании хотят включить в игру возможность создать персонажа-трансгендера, добавить несколько вариантов озвучки главного героя и так далее.
Студия ищет исполнителей для записи музыки.
В промежутке между 2018 и 2021 годами CD Projekt RED хочет выпустить две игры, одной из которых является Cyberpunk.
Середина 2016
От 150 до 200 человек работает над игрой.
Конец 2016
Большая часть старой команды, работавшей над Cyberpunk до середины 2015 года (порядка 30 человек) уволена в один момент, для игры прорабатывают новое видение.
Разрабатывается четвёртая версия движка REDengine (на базе значительно модифицированной третьей), хотя первоначально планировалось, что разработку будут вести на той же версии, что и The Witcher 3.
CD Projekt RED получает правительственный грант с целью создания большого виртуального города.
Начало 2017 года
Владельцы студии ожидают, что прохождение основной сюжетнаой линии будет занимать порядка 50 часов.
Середина 2017
Кто-то шантажирует CD Projekt RED, угрожая раскрыть проектную документацию. Разработчики отвечают шантажистам, что те могут делать что угодно, поскольку документы устарели. Дело в том, что с начала 2017 года Cyberpunk 2077 — это новый проект.
Несколько хорошо известных старших специалистов компании покидают разработку. Нанято множество новичков. Возникают новые проблемы в команде — теперь трения идут между теми, кто принимал участие в работе над The Witcher 3 (их осталось порядка 60 человек) и теми, кто пришёл недавно. Среди последних множество неопытных разработчиков, масса выпускников университетов и даже люди, которые ещё учатся (свыше 150 человек). Как и прежде, соперничество всячески поддерживается руководством студии. Люди не знают, кому можно довериться с их идеями, теперь не имеет значения, из старой ты команды или из новой — лучше вообще не высказываться и не умничать, потому что руководители среднего звена могут подумать, что ты пытаешься выслужиться и «подсидеть» их.
На этом этапе разработки владельцы студии ожидают, что на прохождение основного квеста игры уйдёт от 80 до 100 часов.
Конец 2017
Над Cyberpunk 2077 работает 250 человек, но порядка 40 из них были переведены на то, чтобы создать материалы для официального трейлер и различных геймплейных отрывков в преддверии выставки E3 2018.
Начало 2018
CD Project RED покупает небольшую польскую студию из 20 человек. Теперь они тоже будут работать над Cyberpunk 2077.
Середина 2018
Официальный трейлер показан на E3 2018.
Над проектом работает свыше 300 человек, а от сотрудников, трудившихся над The Witcher 3, осталось меньше 50 человек.
Владельцы компании говорят команде, что хотят увидеть релиз игры через полтора года и продать 20 миллионов копий в первый квартал.
Конец 2018
Порядка 350 человек работает над Cyberpunk 2077. CD Projekt RED начинает привлекать в работе внешних подрядчиков и даже целые студии из других стран. В частности, из Канады.
Начало 2019
Некоторые люди увольняются, но приходят новые им на замену. Команда состоит из 400 человек.
Порядка 50 человек работает над материалами для E3 2019.
Помимо 400 сотрудников есть команда из ещё 50 человек, которая трудится над другой игрой — её планируют выпустить через год после Cyberpunk 2077.
Владельцы студии отказываются от различных гендеров, также заявляют, что основная сюжетная линия не обязательно должна быть длительностью в 80-100 часов, достаточно и 60. Кроме того, они приходят к решению, что мир не обязательно должен быть больше, чем в The Witcher 3.
Середина 2019
Команда, работающая над второй игрой, переведена на разработку Cyberpunk 2077.
Начинается период «кранчей», люди работают по 6-7 дней в неделю, по 15-16 часов в сутки. Руководство запрещает называть это «кранчами», а если кто-то приезжает в компанию с визитом, то им следует улыбаться и делать вид, что всё отлично — в противном случае будут проблемы с HR.
От разработчиков The Witcher 3 осталось меньше 40 сотрудников (не считая руководителей, которые работают в студии со времён первой части).
На E3 2019 анонсируют дату релиза — 16 апреля 2020 года. Никто в студии не верит, что игра выйдет в этот день. Проект с натяжкой можно охарактеризовать как находящийся на стадии пре-альфы.
После E3 2019 все руководители, от ведущих разработчиков до среднего и старшего менеджерского состава, получают большие премии.
Команда из 40 человек начинает работать над мультиплеером.
Боссы студии решают, что времени на выпуск демо-версии нет.
Конец 2019
Принято решение о том, что мультиплеер будет распространяться отдельно от Cyberpunk 2077. Теперь это отдельная платная игра, которая выйдет через два года после релиза оригинала.
Ещё несколько внешних студий привлечено к работе над проектом.
Внутри команды подавленное настроение, все считают, что руководители и члены правления компании ожидают слишком многого. Они не хотят слышать разработчиков, а если слишком часто обсуждать какие-то идеи или проблемы, то тебя попросту увольняют одним днём.
Начинаются первые реальные бета-тесты игры. Версии для консолей едва работают.
Большая часть людей, трудившихся над мультиплеером, теперь работает над основной игрой.
Руководители отказываются от метро как способа перемещения, от бега по стенам, летающих машин, возможности вести долгие беседы с прохожими, различными вариантами озвучки главного героя и многих других вещей. Источник инсайдера говорит, что релизная версия содержит едва ли четверть или треть того, чтобы было запланироовано.
Январь 2020
Дата релиза отложена с апреля на сентябрь.
Порядка 80% контента после урезания было играбельным на PC, около 70% в случае с консолями.
Почти 450 человек работает над игрой непосредственно в CD Projekt RED. Вместе с аутсорсерами команда составляет 500 человек. Решено, что та вторая игра и мультиплеер Cyberpunk не выйдут до конца 2022 года.
Март 2020
Коронавирус добирется до Польши.
Май 2020
COVID-19 сильно ударил по стране. Теперь ясно, что болезнь заметно влияет на работу. Сотрудники не верят, что игра может выйти в сентябре.
Июнь 2020
Многие люди в команде сомневаются, что версии для PlayStation 5 и Xbox Series X|S будут готовы раньше 2022 года.
Объявлена новая дата выхода — игру перенесли с сентября на ноябрь.
29 октября 2020
Cyberpunk 2077 перенесли с 19 ноября на 10 декабря. Разработчиков проинформировали одновременно со всем миром. Почему? «Чтобы они не расслаблялись, узнав об этом два месяца назад, и пахали как кони».
10 декабря 2020
Релиз.
***
В настоящий момент сотрудники CD Projekt RED заняты починкой игры, которую после релиза уже успели изъять из продажи в PlayStation Store по причине многочисленных технических проблем.
Материалы по теме:
Комментарии
Diethart
Настоящие спасители геймдева.
kind_of_yoghurt
"достал попкорн и затаился в ожидании"
GR3k
Это что же через полгода должно будет выйти тогда, а?
Del-Vey
Опять дезинфа какая-то. Никто не анонсировал ничего к выходу через полгода.
Arawn
Он про сам релиз Cyberpunk, видимо - через полгода от июня 2020.
Del-Vey
И даже в этом случае не сходится. Версии для консолей следующего поколения нет и не было в планах к релизу игры. На PS5/XSX работает обычная версия с PS4/XO по обратной совместимости.
Vuvuzela
Ну вот, а говорят "уууу, вот щас Проджектов загнобят, они закроются, кто же нам шедевры делать будет". Да никто не будет, те кто делали уже оттуда посваливали.
Wizzard
Я все понял, они подхватили проклятие биоваров, когда взяли у них Аврору для первого ведьмака. Им теперь осталось сделать какой-нибудь спинофф с командой интернов и пропасть с радаров лет на пять.
Tayon
Какие Биовары? Происходящее, судя по всему, превосходит даже Близзард, а это показатель. В общем, СиДиПро - студия чудес, ибо иначе как чудом то, что они как-то что-то производится и результат не скатывается в Андромеду, я назвать не могу.
Надеюсь, они полученный урок истолкуют как "надо навести в студии порядок", иначе все станет плохо. Серьезно, толку платить сотрудникам меньше, когда из-за текучки команды и связанных с ней задержек из-за всяких накладочек они потеряли явно больше?
AnLac
А может и не надо спасать? Доброта на фоне справедливости выглядит как лицемерие.
dendrag
Топ-менеджмент походу слишком большого о себе мнения. Думал купить с покупкой пс5, передумал. Куплю через полгода по скидке.
Петр Тракезийский
Не понимаю всех этих настроений вокруг СД Прожект. Игра классная (на ПК), но теперь только ленивый не пинает компанию, ибо подставились, и все кто могли этим воспользовались.
Поправят версии для консолей, выпустят бесплатный контент, потом крутые дополнения. И всё будет отлично опять.
Не вижу причин для тревоги (помимо исков, конечно - тут некоторая неопределенность есть)
Berennika
Несмотря на то, что в хронологии кое-что вызывает серьезные вопросы, это выглядит более реалистичным вариантом, чем мифическая игра, которая была в разработке более 5 лет, но по которой даже концепт-арта не показали нормально до 2018-го года. А в некоторых дискуссиях мне (не здесь, к счастью) доказывали, что увольнение немаловажных специалистов за год до релиза - это нормально, ненормально у всех других компаний разве что, "это - другое!"(с).
Впрочем, я не удивлена.
Allard
Она даже на ПК работает через пень-колоду, а от обещанных золотых гор остались селёдкины уши. Там список обещанных и так и не реализованных фичей длиной может посоперничать с этим таймлайном.
Ksander De'Koz
Скоро книгу издадут «История о том как я слышал как кто-то рассказывал кому-то про разработку cyberpunk 2077”
Чего?) это как?)
AnLac
Без понятия, это надо спрашивать у того который был шесть часов назад.
San-Cat
Эта фраза просто огонь! Размышляя над ней и пытаясь найти пруфы в интерентах я даже вывел новую единицу измерения - мудроемкость! Я утащу ее к себе, чтобы вложить ее в уста какого-нибудь антигероя с "серой моралью". Только надо сразу после этой фразы начать экшен, чтобы у игроков не было времени задуматься над ее смыслом :-)
Twister
Я, кстати, расшифровал эту таинственную фразу, как мне кажется. . Тут, грубо говоря, постулируется твёрдая этическая позиция, утверждающая превосходство "справедливости" (общественного или космического закона) над индивидуальными моральными установками (чисто по человечески простить или помочь). Т.е если преступник падает в реку и начинает тонуть, установка "доброта" предлагает его спасти, тогда как установка "справедливость" предлагает оставить его тонуть, поскольку он сам кармически или логически загнал себя в эту ситуацию - то, что с ним происходит справедливо. Поэтому если его из воды достать, то с точки зрения "справедливости" это чистое лицемерие. Вот и получается "Доброта на фоне справедливости выглядит как лицемерие".
Преступник тут, как вы понимаете, это польская компания СД ПРОДЖЕКТ РЕД.
kind_of_yoghurt
Падающего - толкни
AnLac
Я этого не говорил - есть большая разница между тем чтобы "вершить правосудие" и не вмешиваться в естественный порядок вещей. Мне, например, будет очень жалко если ГОГ исчезнет, потому что я не знаю где еще найти старые игры под новые системы; с другой стороны, глядя на игровое подразделение CDPGroup и что там творилось, стокгольмить вообще не тянет.
Girveld
А с чего ему исчезать-то? Лавочку-то оставят, какая-то копейка же капает. Ну, игры перестанут делать разве что.
А если ГОГ настолько убыточный, то зачем его держат-то?
AnLac
Я не знаю, мне просто магазин нравится
kind_of_yoghurt
Нет-нет,я не приписываю вам эти слова,это скорее мысль которая возникла от прочтения вашего сообщения.
LayLi
У меня игра прошла практически без багов (однажды я села в машину и сгорела, как тот медведь), что не отменяет того, что даже в таком состоянии она просто унылая и никакая. Даже на разочарование года не тянет. Стерильная, как вся чародейская ложа.
JohnEast
Инсайдер, конечно, может всякого наплести.
На этом моменте начался распил бюджета
Allard
Кстати я помню новость об этом, было такое.
Larus
Верится. Надеюсь будет вторая часть и таки с ней всё будет нормально.
Janus
Почему-то мне вспомнились комментарии под новостью об увольнении Митсоды...
Berennika
В том и суть для меня - никакой разницы нет от проекта к проекту.
Я считаю, что в обоих случаях работник может завершить свою работу или быть выгнанным раньше положенного момента, и не разделяю посыпания пеплом головы касательно только Мицоды. Но да, о КиберПанке выводы по сценарию и прочему можно сделать уже, а о VtMB2 - нет. Если он там будет плох, то, конечно, "виноваты те, кто выгнали", не сомневаюсь, а если хорош?... Надеюсь, не только "Мицода все написал, только благодаря ему и вытащили игру".
Эндер
Конечно, не только Митсоду ведь выгнали. А кроме выгнанных ещё и Авеллон есть, который утверждает, что сделал значительное количество контента. Но учитывая, что разработка так затянулась, можно предположить, что их наработки отвергли и игра выйдет не очень хорошей.
Оффтоп, но тут всё равно спорить особо не о чем.
Del-Vey
Скорее всего, мы никогда ничего не узнаем наверняка, если только сам Брайан не прокомментирует как-то игру и её наполнение после релиза. Но если они планировали релиз осенью 2020-го, то скорее всего в плане сценария там уже давно всё завершено и речь шла уже о полировке игры и завершении чисто технических аспектов, на которые требуется зачастую до года после этапа беты.
Как раз сценаристы в такие моменты уже начинают над следующим проектом работать. Вот если бы технического директора уволили, я бы за саму игру опасался. Но я очень сомневаюсь, что сюжет Митсоды решили радикально переделать.
Но тут нюанс - уволили не только сценариста, но и креативного директора, который направлением развития проекта в целом заведует. И тут опять вопрос: почему уволили? Если просто потому, что опять сроки сорвал, то тут всё понятно - доделают игру в таком виде, в каком задумывалось.
Но фантазировать можно сколько угодно. Если вспомнить, как проект рождался, то началось всё с идеи Клуни и Митсоды, которую они запитчили Paradox. Их двоих как раз и уволили. Творческие разногласия тоже могли иметь место, но опять же, поздновато что-то на таком этапе, когда до релиза рукой подать.
В общем, в игровой индустрии для меня лично нет более любопытной тайны, чем тайна причины увольнения Митсоды и Клуни. Слишком всё неопределённо.
Увольнения Авеллона вообще не было. Он закончил свою часть работы в августе 2018 года и перешёл на другой проект.
Эндер
Я знаю. Поэтому так и сказал — кроме выгнанных.
Del-Vey
Мой косяк, не так прочёл.
Berennika
Я основываю свое мнение по вопросу сюжета ВтМБ2 на его июньском подкасте здесь, где они четко дали понять - с Элиссон на пару - что все уже написано и даже ради лояльной аудитории они не будут переписывать сюжетные ветки (там был вопрос по нейтральным местоимениям). Если они там врали - то это грустно, но достовернее, конкретнее и свежее информации нет.(
Del-Vey
О, три часа, найс, я знаю подо что буду работать сегодня. Спасибо.
Обсудить на форуме ➥