Финал фантастической трилогии Mass Effect от канадской студии BioWare в своё время подвергся сильнейшей критике. Фанаты рвали и метали, увидев оригинальный «светофор», не подводивший никаких итогов под решениями игрока. Именно поэтому разработчики Mass Effect 3 выпустили дополнение с расширенной версией окончания игры, которым попытались сгладить негатив.
О том, как создавались концовки трилогии и почему изначально они отличались только цветом в интервью YouTube-каналу People Make Games рассказал постановщик анимации Дэйв Уилкинсон.
По словам разработчика, концовки оказались такими скомканными из-за бюджетных ограничений. Последнюю секвенцию игры делали уже на закате производственного цикла, и бюджета на нечто более грандиозное попросту не хватало. Как выяснилось, цветовая дифференциация изначально использовалась как рабочий вариант (вероятно, речь идёт о документации и стадии планирования — прим.), чтобы помочь Дэйву отличать один вариант финала от другого в процессе производства. Сам аниматор не думал, что нечто подобное может оказаться в финальном продукте. По словам Уилкинсона, красный и синий цвета соответствовали репутациям «Герой» и «Ренегат», а зелёный вариант «просто отличался», поэтому для удобства он решил использовать именно их.
Уилкинсон рассказал, что в первоначальной версии в конце Mass Effect 3 не было сцены с Катализатором в виде голограммы погибшего в начале игры мальчика — вместо неё игроков ждала встреча c Королевой Жнецов.
«Согласно задумке, на тот момент Шепард был напичкан имплантами и прочей электроникой настолько, что попросту подключил себя напрямую к Цитадели, а затем внутри некоего виртуального мира у него состоялся разговор с чем-то вроде бога Жнецов. Кажется, это была королева или типа того. В общем, у них завязывался разговор, и эта королева заявляла, мол „Жнецы не могут существовать в таком виде и дальше, бла, бла, бла, мы должны эволюционировать, но не можем из-за ограничений нашего искусственного интеллекта и всё такое“».
«Она была их королевой, но предлагала вещи, которые Жнецам не понравились, так что они просто заперли её внутри Цитадели, чтобы она не могла вещать и дальше. В общем, по ходу диалога она заявляла, что „это шанс для эволюции всего сущего, мы можем продвинуть всё вперёд“».
После диалога Шепард мог совершить несколько выборов, как в Mass Effect 3, но результат был несколько иным.
«В финале для „Ренегата“ Шепард просто посылал её на хер, отключался и начинал разносить всё в пух и прах, что приводило к детонации Цитадели. В результате колоссального взрыва уничтожалось всё вокруг станции, включая Землю, но вместе с ней погибали и Жнецы, что давало органикам шанс».
Вариант же финала для Героя был чуть более оптимистичным.
«Героическая опция была в духе „да я настолько крут, что могу взять под контроль Жнецов и заставить их делать благое дело“. И тогда Шепард превращался во что-то типа здоровенного короля Жнецов. Ты всё ещё посылал королеву на хер, но делал это по причине того, что сам становился Жнецом и мог начать творить добро».
Синтез же был доступен персонажам с любыми показателями морали и оказался схож с тем, что попало в финальную версию.
«В концовке с синтезом королева заявляет Шепарду: „Мы можем использовать космическую магию и скомбинировать лучшие части тебя и меня, отправив это всё через вселенную, чтобы изменить всё вокруг. Каждое существо будет подвержено эффекту, все изменятся“».
После этого была запланирована сцена из будущего, в которой демонстрировалась асари, рассказывающая своей дочери о Шепарде и о том, как герой спас всех и изменил мир к лучшему. Обе инопланетянки были покрыты узором, напоминающим микросхему — нечто подобное игроки могли видеть в расширенной версии финала Mass Effect 3, которую BioWare выпустила в качестве бесплатного DLC.
Судя по всему, описанные варианты финала были рабочими, но появились уже после того, как разработчики откинули оригинальную концепцию развития сюжета, заложенную Дрю Карпишином в предыдущих играх серии.
Высказался и дизайнер кинематографических вставок Захария Скотт, отметивший, что в студии не ожидали такого шквала критики в сторону трёхцветного окончания трилогии. По его словам, сейчас он осознаёт, что разработчики должны были это предвидеть, но на момент производства игры ни у кого даже в мыслях не было, что триквел получит такой разнос от фанатов.
Mass Effect 3 вышла 6 марта 2012 года и вызвала бурю негодования со стороны как поклонников, так журналистов — неудовлетворительный финал упоминался почти в каждой рецензии. Шум стоял такой, что с комментариями на тему выступали известные разработчики, требовавшие проявить уважение к творческому видению коллег, однако фанаты всё же добились своего и получили DLC с расширенным финалом. Впрочем, большую часть претензий аудитории это дополнение проигнорировало.
Материалы по теме:
Комментарии
Jigaboo
Супер статья. И супер грустная.
Allard
И что характерно, хоть это и хуже чем идеи Карпишина, это всё ещё лучше, чем финальная версия.
Galactrix
Или он врет. Или его нужно гнать из индустрии за профф непригодность.
Ну, со временем все батхерты у меня улеглись уже и в целом мой личный канон это Синтез.
JimDiGreez
Ну как бы можно было бы хотя бы норм синематик сделать. Даже в виде комикса или вообще текста. Ах... да...
С одной стороны подобное решение встречалось не раз, но обычно, оно встречалось в cRPG 80-х и 90-х, когда технических возможностей не было. Мне кажется, уже поздно посыпать пеплом голову, спустя почти десять лет.
Wizzard
Да чем лучше-то? Те же яйца только у Королевы, прости хоспаде, Жнецов.
Да ну не верю. Для Уолтерса может и было сюрпризом, потому что он преисполнился верой в свою гениальность, но что прям никто не ожидал?
*вдох-выдох*
Нет, я сильнее светофорных срачей.
13th_Ka7aHe4
Все предыдущие ораторы по своему правы. Но меня учили так. Учительница русского языка и литературы. Царство небесное, Вам, Л.А., несмотря на то, что Вы меня терпеть не могли и гноили как могли. Так вот вот, к сути, учила так: сочинение, ребята, состоит из 3 частей. Если вы его херово начнёте, читать его никто не станет. В осносной части вы должны принести что-то этому миру, иначе ваш труд бесполезен. И я утверждаю, что важны все три части, но своё сочинение вы должны просто восхитительно закончить. Это — главное. Так, чтобы читатель испытал ну если не катарсис, то хотя бы его подобие.
Людмила Алексеевна, Bioware, конечно, не могла Вас услышать. Но при первых опупительных 2-х частях так запороть финал... тоже, конечно, искусство. Вот только на фиг кому оно нужно...
Moonway
Ну во первых он просто аниматор и его слова полны "что-то типа".
А во вторых, сюжет про противостояние двух супер АИ, одно из которых диктует развитие и расселение органики, а второе -- их полное уничтожение звучит как пространство для более интересной истории, чем то, что вышло в самой игре.
Даже сам узел "Цитадель -- рипер" является интересным и из него есть, что раскрутить.
Allard
Тем что у Королевы Жнецов, а не идиотского ребёнка, который нужен чтобы в последний момент надавить на грустнявку и ещё сделать претензию на что-то глубокое, типа "смотрите, у нас свой космический ребёнок есть, чем мы хуже Кубрика с Кларком". Тьфу.
Wizzard
Призрачный пацан на горе из трупов это грустнявка? Да это ж крипота обыкновенная.
Kezef
Кто-то: После стольких лет? У тебя все еще бомбит от концовок МЕ?
Я: Всегда
Сколько на самом деле знал дизайнер кинематографических вставок мы знать не можем, но звучит лучше светофора, а вот в то что никто не думал, что будет разгром от фанатов на такую концовку верится слабо. Хотя, в те невинные времена лютой НЕНАВИСТИ в студию разработчика в огромных объемах не швыряли так обильно, как сейчас (и речь не только про биовар) + вера в то что они боги рпг и фанаты все что угодно сожрут, могло сыграть свою роль.
Doka
Да может и проще всё. Музика и Зещук "выгорели", но хотели довести серию до логического конца. Если в начале процесса был энтузиазм, то под конец разработки настрой был на уровне "да гори оно синим пламенем" и "валите всё на нас". Если мне память не изменяет, то концовку как раз объясняли тем, что основатели студии решили отстоять своё авторское видение. Что показательно, и Музика, и Зещук реально завершили карьеру в геймдеве.
Но это всё домыслы, конечно
Heisenberg
@13th_Ka7aHe4 третья часть тоже хорошая.
f2041f31e
В самом интервью, кстати, очень милые картинки, иллюстрирующие этот черновик концовки с Королевой жнецов, посмотрите :). Ссылка на интервью с таймкодом уже в посте @Nuke-Bot 2000
Никитич
Забавно, но теория одурманивая (и изначальная задумка Карпишина, которые друг-друга не отменяют) по-прежнему интереснее.
Кстати, лучшее, что выходило по Эффекту Массы за последнее время это вот.
В конце секретная концовка с Катализатором.
Ksander De'Koz
ЦойШепард Жив!Larus
Мне интересно, а кто-то из менеджеров пытался добиться доп. финансирования и большего времени на полировку игры? Или просто опустили голову и работали?
А если и пытались, то почему не дали? Столько вопросов.
Kirsan
Ме 3 - была последней нормальной игрой биовар. Дальше они выпускали один низкопробный шлак. Видимо, те проблемы, которые привели студию к краху и стагнации - начались как раз под конец ее разработки. Все последующие игры были все хуже, хуже и хуже.
Larus
Аналогичная проблема стала причиной краха второй Dragon age. Сжатые сроки разработки и недостаток финансирования.
Так что однозначно говорить что проблемы начались с третьим Мэ не стоит, имхо.)
Yogest
Самая тупая и отвратительная концовка...
Berennika
Хрен редьки на слаще. Идея с королевой боргов, ой, жнецов, крайне унылая. Но хоть эти рассказы подтверждают, что синяя концовка - хорошая. х)
Allard
Поддерживаю. Всегда терпеть не мог Синтез, настолько это искусственная попытка сделать "золотую" концовку, в которой и рыбку съесть и на два года с конфискацией имущества не сесть, что я диву даюсь. Космическая магия в худшем её проявлении.
Обсудить на форуме ➥