Студия Atlus вот уже три десятилетия создаёт японские ролевые игры по схожей формуле. В то время как многочисленные культовые серии других разработчиков претерпевают радикальные изменения, отказываясь от классической пошаговой боевой системы в пользу ориентированных на экшен механик, Shin Megami Tensei и Persona упрямо следуют заложенным в оригинальных играх основам.
Однако если самые первые части обеих франшиз были скорее Dungeon Crawler’ами, то Persona с каждой новой игрой всё сильнее смещала акцент в сторону повествования и ярких персонажей, обрастая сюжетными линиями. Что же касается серии Shin Megami Tensei, то она до последнего верна корням, пусть и отбросила самые надоедливые элементы классических JRPG.
Пятая часть предлагает игровой процесс, не пропущенные через призму современные тенденции индустрии. Неудивительно, ведь новые номерные части серии выходят с большими перерывами. Так, релиз Shin Megami Tensei III состоялся в далёком 2003 году, а четвёртая часть увидела свет в 2013-м. К счастью, выхода пятой игры культовой серии не пришлось ждать десять лет. Что примечательно, на сей раз релиз состоялся одновременно во всём мире — западные поклонники JRPG погрузились в новые приключения одновременно со своими японскими товарищами.
События Shin Megami Tensei V разворачиваются на территории постапокалиптического Токио недалёкого будущего, куда протагонист чудесным образом попадает из нашего времени. Обнаружив себя в разрушенной пустыне, вы узнаёте о грандиозной битве между ангелами и демонами, которая и привела к чудовищной катастрофе. Сделав буквально несколько шагов в новом для себя мире, герой подвергается нападению, однако его спасает таинственный воин по имени Аогами. Вишенкой на торте бушующего вокруг безумия становится предложение незнакомца — для защиты протагониста Аогами предлагает слиться с ним в единую сущность, которая позволит героям мыслить и действовать, полагаясь на опыт и знания обоих. Так под нашим контролем оказывается Нахобино — андрогинного вида юноша с шевелюрой, которой позавидует любая диснеевская принцесса.
К сожалению, в плане сюжета Shin Megami Tensei V также придерживается концепции оригинальных частей — история здесь подаётся урывками, напоминая о себе раз в несколько часов, и большую часть времени игрок проведёт в сражениях, исследовании игрового мира и невероятно комплексной системе развития отряда. Впрочем, именно этого поклонники серии и ждали целых восемь лет!
Ключевой особенностью главного героя во всех играх серии всегда была возможность приручать демонов, и если в серии Persona последние служат своеобразными катализаторами для использования их уникальных способностей, в то время как сопровождают героя его соратники, то в Shin Megami Tensei V демоны выступают в качестве сменяемых членов отряда, перечень которых вплотную приближается к трём сотням видов. Большую часть существ можно «рекрутировать» по ходу игры, однако самые могущественные создания получаются путём скрещивания других демонов.
Как и главный герой, существа получают уровни по мере накопления опыта, что позволяет им обретать как совершенно новые способности, так и улучшенные версии старых. Сам же Нахобино обладает пятью характеристиками (сила, жизнеспособность, магия, ловкость и удача), развивать которые игрок может по своему желанию, вкладывая в них очки после получения уровня.
Ещё одним методом получения способностей является их приобретение за особую валюту — очки, которые игрок получает в ходе исследования игрового мира. Их игрок может поменять на новые умения или повышение характеристик у Софии, таинственной и жутковайтой обитательницы теневого плана, являющейся своеобразным проводником Нахобино.
Кроме того, в игре представлены механики получения новых заклинаний путём скрещивания или жертвования тех, которые ваши подопечные уже изучили. Всё вышеперечисленное делает игру одной из самых комплексных JRPG, позволяя утонуть в море возможностей кастомизации своего отряда.
На использование различных заклинаний демоны и протагонист тратят ману, но некоторые из способностей требуют пожертвовать здоровьем. Многие существа и возможности могут быть знакомы тем, кто играл в игры серии Persona, что не удивительно — она является ответвлением Shin Megami Tensei и использует тот же «монстрятник».
Впрочем, по сравнению с новой игрой Atlus последние части Persona могут показаться весьма казуальным развлечением. Пятая часть культовой франшизы строго придерживается классических идей JRPG и станет настоящей отдушиной для всех, кто был недоволен упрощением других популярных игровых линеек. Shin Megami Tensei V попросту не даёт расслабиться, представляя собой развлечение для хардкорной аудитории любителей пошаговых сражений. Даже на среднем уровне сложности игра заставляет попотеть, раз за разом перезагружая некоторые битвы.
Кроме того, игра совсем не прощает ошибок — если не относиться к выбираемым способностям со всей внимательностью, не заботясь о разнообразии стихийных заклинаний (почти каждый вражеский демон иммунен к одному из шести типов урона, что может сильно усложнить жизнь в определённых обстоятельствах) и о синергии между своими подопечными, со временем можно получить почти недееспособный отряд, который самим своим существованием на порядок увеличивает сложность прохождения.
Монстры, что важно, имеют почти те же преимущества, что и игрок — они пользуются слабостями ваших подопечных и даже получают право дополнительного хода, если нанесли критический удар. В некоторых случаях это может переломить ход боя, отправив пользователя на «чекпоинт». Переиграть конкретноую схватку в игре нельзя, а поражение приведёт к загрузке контрольной точки или ручного сохранения, делать которые можно только в специально предназначенных для этого местах.
Shin Megami Tensei V, несмотря на сильный уклон в сторону тактических сражений, почти полностью отказалась от концепции подземелий в стиле классических японских Dungeon Crawler’ов. События игры разворачиваются в почти полностью открытом для исследования мире, по которому герой свободно перемещается, используя прыжки, возможность спринтовать с огромной скоростью и стильно скользить со склона по песку, которым засыпано почти всё вокруг.
Ещё одной важной особенностью боевой системы является острая необходимость использовать ряд способностей, усиливающих союзников и выводящих противника из боя на пару ходов. В некоторых битвах невозможно победить грубой силой, поскольку получаемый от противников урон не позволит довести сражение до конца в штатном режиме. В такие моменты спасают умения, усыпляющие или оглушающие оппонентов. Держа часть вражеских демонов вне схватки, вы можете постепенно усилить своих бойцов «баффами», после чего закончить сложную на первый взгляд битву буквально за пару ходов. В такие моменты боевая система приносит настоящее удовлетворение.
Другой особенностью сражений является накапливаемая ультимативная способность, шкала которой заполняется независимо от действий героя и сбрасывается только после применения этого умения. Исследуя мир, выполняя задания и участвуя в битвах, вы получаете немного очков, количество условий для приобретения которых растёт по мере прохождения игры. Эта способность позволяет активировать в бою особый режим, который даёт герою и его спутникам возможность проводить особенно разрушительные и зрелищные атаки, заметно упрощая прохождение отдельных схваток. Заполняется она довольно быстро — придерживать «ульту» нет никакого смысла, а в случае острой необходимости вы всегда можете потратить несколько минут на «гринд» способности, убивая обычных монстров на локациях.
Говоря о боях, нельзя не отметить полное отсутствие в Shin Megami Tensei V случайных встреч — все монстры в игре перемешаются по уровням и легко обходятся стороной при желании. Впрочем, есть и другие варианты избежать конфронтации — можно завязать с противником диалог в самом начале схватки и убедить его присоединиться к вам, выполнив определённые условия, выбрав верную реплику или сделав демону подношение. Как уже было упомянуто ранее, в игре почти триста существ, и все они могут стать вашими спутниками.
Свободно исследуя игровой мир, вы будете сталкиваться и с мирными демонами, которые выдают Нахобино побочные задания — чаще всего они сводятся к убийству монстров или сбору определённых ингредиентов, однако большая их часть так или иначе вознаграждает игрока. Будь то возможность выбора, влияющего на исход задания, или остроумный диалог с удачной шуткой, игра старается всегда давать за выполнение простенького квеста что-то помимо опыта или расходуемых предметов.
Shin Megami Tensei V создавалась на базе движка Unreal Engine 4, что дало свои плоды — несмотря на не самую современную картинку и ограничения железа устаревающей Nintendo Switch, игра демонстрирует приличную по меркам жанра графику и местами довольно впечатляюще нарисованные эффекты (анимация волос Нахобино заслуживает отдельного упоминания!), но королём визуальной составляющей Shin Megami Tensei V является дизайн. Художники Atlus выложились на все сто, и если вам нравится стилистика японской анимации, гротеск и безумие, то местные существа наверняка придутся по душе. Кажется, разработчики не пытались накладывать на творческий процесс вообще никаких ограничений — почти эротические элементы здесь соседствуют с ужасающими и невероятно комичными, как, например, кот-самурай или совершенно умилительный демон-мотылёк с нелепым выражением лица.
Выделяется на общем фоне и музыкальное сопровождение, сочетающее в себе классические инструменты, электрогитары и электронный эмбиент. Композиции идеально подчёркивают атмосферу постапокалиптического мира, периодически пронзая слух душераздирающими «запилами», резко контрастирующими с рядом весёлых и визуально аляповатых элементов. Звучащая в игре музыка — зачастую единственное, что удерживает игру от скатывания в абсолютный фарс, и это не единственное её достоинство.
Там, где некоторые разработчики для нагнетания атмосферы предпочитают использовать чистый и не оттягивающий на себя внимание фоновый «эмбиент», композитор Рёта Козука использует крайне мелодичные композиции, зачастую компенсирующие некоторое запустение игрового мира и наполняющие его деталями через звук.
Shin Megami Tensei V — это удивительный пример комплексной JRPG с дизайном в стиле старой школы, которая не идёт ни на какие компромиссы с изнеженной аудиторией современных игр. Она бросает вызов и требует от игрока внимательности, вдумчивого подхода и понимания всех без исключения механик.
Достоинства:
- Комплексная боевая система с идеально выверенным балансом. Проигрывая в схватке, ты всегда знаешь, что виноват сам;
- Сумасшедший дизайн монстров;
- Местами очень хороший юмор без цензуры, чему способствует рейтинг M;
- Мощная и давящая атмосфера одиночества и прекрасный саундтрек;
- Небывалый простор для формирования отряда и тактического планирования;
- Японский хардкор для ценителей — такого сейчас никто не делает;
- Полное отсутствие случайных встреч с монстрами;
- Элемент коллекционирования демонов затягивает — хочется собрать всех и посмотреть на неведомых тварей, которые получаются только при слияниях.
Недостатки:
- Повествование довольно вторично, а персонажам не хватает яркости своих собратьев из серии Persona. С другой стороны, Shin Megami Tensei V с самого начала не позиционировалась как игра про сюжет;
- Не очень отзывчивые меню и управление — складывается ощущение, что игра с небольшой задержкой откликается на нажатия кнопок;
- Мир игры пустоват, пусть это и обусловлено сеттингом;
- С дизайном главного героя немножко переборщили.
9/10
Материалы по теме:
Комментарии
Diethart
Звучит очень вкусно. Но боюсь, что не потяну, сражения даже в персоне со временем надоели. =/
Del-Vey
Игра на самом деле не нагружает повествованием, благодаря чему можно паузы делать большие, ничего не забудешь важного. В неё очень классно играть сессиями, перед сном, например (я так и делал ввиду большой занятости). В отличие от, например, Fire Emblem: Three Houses, где ты делаешь паузу на две недели, а потом понять не можешь, что происходит. Ну, по крайней мере у меня так было.
А так она почти бесконечная — в метро поиграть самое то.
Larus
Супер, надо бы прикупить будет
Спасибо за рецензию
ShielD
Я на самом деле почитал бы статью от редакции с рассказом о том, во что вообще на свиче поиграть стоит, а то платформа интересная, но самому в это погружаться с нуля как-то не улыбается.
@Del-Vey, @Albatross, м?
Tayon
@Del-Vey, а что скажешь о расположении контрольных точек? Не надо там проходить через километровые катсцены перед очередной попыткой выноса босса?
smartmonkey
Выглядит занимательно. Ранее про игры данной серии не слышал, думал, что кроме Persona команда ничего не выпускала. Спасибо за рецензию!
Lasomber1990
уже месяц медитирую над картриджем с игрой в списке избранного, никак не решу, нужно ли оно мне
спасибо, буду брать
Diethart
Я обычно запоями играю, поэтому вряд ли. Сложно постоянно сессионно во что-то играть, быстро надоедает и хочется дропнуть.
Del-Vey
Если Альбатрос меня в этом поддержит, то может и сделаем. Я один не потяну, итак по статьям долгов перед патронами на два месяца.
Allard
Оценка прямо серьёзно удивила. Она постоянный эксклюзив или временный?
Albatross
SMT великая серия, больше слёз, крови и пота у меня разве что в Соулсах пролито. Жаль только что в SMT 5 дизайнером персонажей опять выбрали Масаюки Дои, у него вечно какой-то перебор с внешним видом героев.
Поддерживаю, все игры серии выходившие на 3DS и Свиче проходил так. Залпом в такое тяжело играть, а если растянуть на полгода то прямо прекрасно.
Неизвестно, и с Атлус никогда не угадаешь (например третья часть SMT почти 20 лет была эксклюзивом PS2, а четвёртая до сих пор эксклюзив 3DS), но вероятно где-нибудь через полгода-год выпустят PC.
Del-Vey
Atlus ещё отличнейшую Catherine делала, но это не RPG, а визуальная новелла + головоломка. Очень советую.
Плюс Etrian Odyssey тоже их серия, но они с 2012 года ничего не выпускали, пятой части не видать.
Четвёртая часть была постоянным экзом Nintendo 3DS, пока что пятёрка тоже заявлена как эксклюзив Switch, но кто знает. Вряд ли в ближайшее время выйдет на других платформах. Может, через годик на ПК.
Octopath Traveler от Square Enix, например, позднее таки вышла на ПК, но не на других консолях.
vampy07
Из текста понял, что главный герой у SMT5 новый, а сюжет как-то связан с предыдущими частями? И про что вообще сюжет конкретно?
ShielD
Круто!
JimDiGreez
9/10
Матерь господня.
Зачем вы так?! Я же приверженец Western cRPG.
Kangaxx
Вот хоть бери и Свитч покупай). Выглядит все весьма живенько.
Боевка крутая. Возможность руками разбрасывать очки, составлять пати, открывать скиллы - значит можно играться в билды, люблю такое.
Вообще, комплексность и многогранность боевой системы вейнули мне Last Remnant'oм - весьма недооцененной игрой с лучшей (по моему мнению) боевкой в JRPG ever.)
Ну и радует, что уходит в прошлое дурацкая мода на дурацкие случайные энкаунтеры).
GrID
Так это не девушка
Kangaxx
Вспомнились Врата Штайна:
Dragn
СМТ хоть и не Персона, но все равно очень крутая серия. Обязательно в эту часть сыграю
Albatross
У них куча крутых малоизвестных серий на самом деле. Digital Devil Saga на PS2, Devil Survivor на 3DS, Radiant Historia по которой вообще не догадаешься что её делали Atlus. Есть даже серия симуляторов хирурга Trauma Center для Wii, от разработчиков Catherine и Persona 3/4/5, которая считается шедевральной.
Doka
А есть ли респаун у монстров? С одной стороны, бегать по пустым локациям бывает скучновато, но сильнее подбешивает необходимость каждый раз прорубаться сквозь толпы вражин при перезаходе на локацию ...
Del-Vey
Не сказать, что они вот прямо на каждом шагу, но проблем не вызывало. Главное не забывать периодически останавливаться и сохраняться. Бывает так, что ты вышел в чисто поле, посреди точка сохранения, ты наворачиваешь вокруг неё круги, забывая воспользоваться, а потом отгребаешь от особо сильного монстра и теряешь полчаса прогресса. Пара таких случаев полностью отучила меня от игнорирования точек сохранения.
Никакой явно связи нет. Это типичное аниме. Школьник обрёл сверхспособности, вот тебе триста покемонов, срочно спасай мир. Сюжет не выдающийся, но и не ужасный. Утилитарный, для своих целей вполне сгодится, поскольку игра в первую очередь про билдостроение, если так можно выразиться. Только в данном случае речь о билдах не конкретных персонажей, а всей партии, ГГ + три любых демона.
Есть ли у вас минутка поговорить о господе нашем Nintendo Switch?
Если честно, меня этот вопрос в тупик поставил. Я ни разу не зачищал локации на 100%, потому что там бегает довольно много монстров, и мне просто не хватает терпения их выпиливать. Если я вижу в общей сложности десяток бегающих по локации демонов, то чаще всего убиваю максимум половину, остальных просто пролетаю на спринте. В связи с этим я даже не могу ответить наверняка, прибавилось там монстров или нет. По-моему, нет.
Даже если респаун есть, то он не мешает настолько, что даже не задумываешься о его наличии.
-JC-
А сравнительно с SMT4 лучше, хуже?
p.s. Почему нельзя ник из двух букв сделать?
Galactrix
Рецензия информативная и интересная. Я не играл в игры серии, но если будет такая возможность, то обязательно приобщусь.
Я все жду релиз Персона 5 рояль на ПеКа.
Albatross
Смотря как сравнивать. Насчёт сюжета и персонажей пока не могу сказать, но всё что касается геймплея лучше на порядок. Впрочем надо постараться чтобы сделать что-то хуже чем в игре десятилетней давности для 3DS.
Del-Vey
Я не играл. У меня, к сожалению, никогда не было Nintendo 3DS, а четвёртая часть до сих пор остаётся её эксклюзивом.
Ограничения форумного движка, увы.
Я даже пожалел, что мы ту новость решили написать про совпадение рейтингов. Стольким людям ложную надежду дали.
RavenRevan
Ничоси у вас тут анимешное лобби
Третья часть в стиме есть. отзывы очень положительные
https://store.steampowered.com/app/1413480/Shin_Megami_Tensei_III_Nocturne_HD_Remaster/
Albatross
Третья часть в своё время была величайшей, но сейчас в неё уже очень тяжело играть. Игры серии и так одни из самых хардкорных JRPG, а это ещё и хардкорная JRPG из 2003-го. Короче игра крутая, но я бы её никому не посоветовал для первого знакомства с жанром и серией.
Orzov
Игра меня не захватила как Персона, все-таки тут нужна достаточно вдумчивая игра, но обязательно вернусь, как разгребу другие тайлы на консоли
Medwedius
Вроде интересно.
Правда скриншоты меню сразу вызывают боль. Я понимаю что у азиатских игр такой тренд, но как же неудобно выглядит.
В любом случае Свитча нет, так что попробовать не получится.
Крэй
Спасибо за рецензию, интересный проект В целом очень люблю японские игры, их стилистику и персонажей, которые зачастую хорошо прописаны и не оставляют равнодушным. Единственное, что меня всегда отпугивало от таких игр, это отсутствие локализации, мне даже не нужна озвучка, я прекрасно воспринимаю японский язык и всегда в японских играх предпочитаю его английскому, но элементарно русских субтитров очень не хватает. Недавно прошёл свою первую якудзу, как раз благодаря тому, что её наконец-то начали русифицировать и с сожалением осознал какую отличную серию я пропустил, потому что элементарно не обращал на неё внимание из-за отсутствия перевода.
Doka
Это вообще законно?)
Kangaxx
В JRPG, как правило, респ бесконечный, чтобы можно было в случае чего погриндить.
Соответственно и гриндить можно бесконечно, было бы настроение).
Я вот в первой части Trails in the Sky так испугался последнего босса, что во второй пришел к нему неистово перекаченной пати и забил ногами. Ибо гринд).
Girveld
Нормально для первого знакомства. А слабаки, боящиеся гринда, тут и не нужны.
Allard
Походу ответ-то уже есть - игра упоминалась в утечке из базы данных GeForce Now. Всё чудесатее и чудесатее.
Diethart
Было бы круто на пк увидеть, может поиграл бы даже.
ShielD
Вот бы и на плоечку ещё...
Dragn
Strange Journey ещё очень хорош.
Я бы не рассчитывал на это Вот Персону 3, да
Твоим глазам было бы больно от пикселей. Но вообще стоит взять. Там очень много крутых экзов, особенно из JRPG
Вайф нету
Jigaboo
Звучит занятно. Надо на эмуле пощупать.
Albatross
Кстати да, наверное даже лучшая часть среди SMT и спин-оффов.
Grimuar Grimnox
Неплохо, неплохо. Я бы даже купил и сыграл, будь там больше сексуальных демонов и меньше кринжовых мар на колесницах.
Обсудить на форуме ➥