Империя RPG. Чем владеют и что создают THQ Nordic и Embracer Group

Империя RPG. Чем владеют и что создают THQ Nordic и Embracer Group на RPGNuke

Помимо гигантов в лице Activision, Electronic Arts и Ubisoft в игровой индустрии существуют и менее заметные издательства. И пока вышеозначенные компании год за годом заваливают рынок бесконечными Call of Duty, FIFA и Assassin’s Creed, игроки поменьше занимаются нишевыми франшизами.

Deep Silver, Saber Interactive, Koch Media (позднее переименована в Plaion) и Coffee Stain объединяет не только ставка преимущественно на среднебюджетные проекты, но и то, что все они приналлежат одной компании — THQ Nordic.

Я называю именно THQ Nordic владельцем этих издательств исключительно для удобства. Формально все они принадлежат холдингу Embracer Group, однако именно руководители THQ Nordic возвели над собой материнскую компанию с целью поглощения других игроков видеоигрового рынка.

Разбираемся, чем владеет монструозная компания и какие RPG она разрабатывает.

С некоторых пор RPGNuke существует исключительно на пожертвования читателей. Если вам небезразлична судьба сайта и у вас есть возможность, вы можете помочь нам продержаться на плаву в эти непростые времена:

  • Сбер: 2202 2018 4150 6187
  • Tinkoff: 5536 9139 0209 8496
  • Подписка Boosty (возможен единоразовый взнос)

 

Истоки

В 2008 году шведским предпренимателем Ларсом Вингефорсом была основана небольшая компания Nordic Games Publishing AB, а три года спустя открыто дочернее предприятие Nordic Games.

Первое время бизнес Вингефорса сводился к покупке интеллектуальной собственности обанкротившихся издательств и студий, а также приобретению культовых торговых марок, развитие которых остановилось в конце 90-х или начале нулевых. К таким франшизам относятся, к примеру, AquaNox, Comanche и Desperados, но на самом деле у издателя в кармане оказались сотни IP. Многие из этих игр получали небольшие патчи и отправлялись прямиком в Steam и GOG, чтобы как можно быстрее начать отрабатывать вложения.

Nordic Games

В большинстве случаев Nordic Games выкупала небольших издателей вместе с правами на интеллектуальную собственность, чтобы выпускать старые и новые игры уже под своей торговой маркой — так, например, произошло с JoWood Entertainment, издателем трилогии Gothic, а также игр серий The Guild и SpellForce. После приобретения компании её игры пополнили портфолио Nordic Games, а сама JoWood была упразднена.

Аналогичная судьба ждала и ещё несколько небольших европейских издательств, в числе которых NovaLogic (Delta Force, Joint Operations, Armored Fist, Comanche) и DreamCatcher Interactive (Imperium Galactica, Painkiller, Obscure).

Преобразование

Чем больше во владении Nordic Games оказывалось интеллектуальной собственности, тем более заметным игроком на рынке она становилась, однако у компании была одна значительная проблема — название.

Дело в том, что слово «Nordic» обозначает «северный» или «скандинавский», и для среднестатистического европейца название Nordic Games звучит примерно так же выразительно, как для россиянина условное издательство «Русские Игры». У такого бренда попросту нет своего собственного лица.

Усугубляло ситуацию и то, что приставку Nordic обычно брали себе региональные скандинавские подразделения крупных корпораций. Так, например, существует Sony Nordic, LG Nordic, Nestlé Nordic и Ubisoft Nordic. Подобных названий десятки, если не сотни.

Привычка скупать всё, что дышит на ладан и умоляет кинуть в него хотя бы парой долларов, помогла компании и здесь. В 2013 году знаменитое издательство THQ приказало долго жить, а его имущество после банкротства ушло с молотка. В ходе торгов Nordic приобрела заметную часть интеллектуальной собственности, а годом поздже выкупила бренд самой компании, которыми Фингефорс моментально воспользовался, присовокупив новое имя к старому.

Так появилась THQ Nordic, не имеющая ровным счётом никакого отношения к прежней THQ, но владеющая большим количеством её франшиз.

И да, вы уже заметили слона в комнате — теперь вся компания называется так, словно это лишь её скандинавское подразделение.

Однако ребрендинг получила не только Nordic Games, но и материнская Nordic Games Publishing AB, которую переименовали в THQ Nordic AB. Лишь в 2019 году она стала известна как Embracer Group, и вот почему сейчас я говорю, что всех вокруг покупает именно THQ Nordic.

Поглощения и структура

За последние несколько лет компания набрала невероятные обороты, поглотив почти всех европейских издателей среднебюджетного сегмента рынка. Действует THQ Nordic крайне осторожно, позволяя своим новым приобретениям продолжать работу независимо — судя по всему, компания опасается антимонопольных мер.

Иногда издатель самолично выкупает студии (так произошло, например, с Piranha Bytes, авторами Gothic и ELEX), но чаще поглощает их через издательства, приобретённые материнской Embracer Group. Порой цепочка приобретений выглядит до смешного длинной.

Так, например, THQ Nordic приобрела через Embracer Group весьма крупную Saber Interactive (World War Z, SnowRunner, Warhammer 40000: Space Marine 2). В свою очередь Saber купила Aspyr Media (авторы грядущего ремейка Star Wars: Knights of the Old Republic), сделав её своей дочерней компанией, а сама Aspyr вслед за этим приобрела Beamdog, создателей переизданий Baldur’s Gate: Enhaced Edition и другой классики BioWare и Black Isle.

При этом структура у всех приобретений холдинга весьма запутанная. Так, например, THQ Nordic приобрела медиакомпанию Koch Media и её издательство Deep Silver, после чего начала расширять именно первую, не такую известную в среде игроков. С некоторых пор под вывеской Koch существует ещё два лэйбла: Prime Matter (грядущая The Last Oricru) и Ravenscourt (издавала консольную версию Ash of Gods: Redemption).

Кроме того, через Koch Media команда Вингефорса приобрела Flying Wild Hog, авторов трилогии Shadow Warrior. Таким образом, студия стала «дочкой» не одного из издательтсв, что было бы логично, а медиакомпании.

Летом 2022 года Koch Media подверглась ребрендингу и теперь носит имя Plaion.

Есть и другие, куда более неожиданные пертурбации. Так, например, Embracer Group приобрела авторов серии «Метро» 4A Games, после чего та формально стала дочерней компанией Saber Interactive.

Особняком стоит студия одиозного Рэнди Питчфорда Gearbox Software, которая принадлежит напрямую Embracer Group — её не стали делать дочерним предприятием ни одного из подконтрольных издательств.

Ставка на RPG

Теперь, когда мы разобрались (или ещё больше запутались) в структуре THQ Nordic, пришло время поговорить о самом главном. Несмотря на колоссальное количество приобретений, издательство очевиднейшим образом тяготеет к жанру RPG. Неудивительно, ведь именно у ролевых игр наиболее вовлечённая и хардкорная аудитория, что для среднебюджетных проектов является огромным плюсом.

Дело в том, что такие игры зачастую не обладают большим маркетинговым бюджетом, однако наращивают свою популярность благодаря сарафанному радио. Этим обуславливается как традиционно внушительный хвост продаж почти любой относительно успешной RPG, так и тот факт, что это единственный жанр, в рамках которого до сих пор рентабельно выпускать сюжетные DLC.

За последние годы THQ Nordic приобрела по-настоящему внушительное количество студий, разрабатывающих ролевые игры:

  • Piranha Bytes (серии Gothic, Risen, ELEX)
  • Warhorse Studios (Kingdom Come: Deliverance)
  • Zen Studios (Operencia: The Stolen Sun)
  • Experiment 101 (BioMutant)
  • Pieces Interactive (ей поручили разработку дополнений для Titan Quest)
  • Aspyr Media (ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic)
  • Beamdog (переиздания Baldur’s Gate, Planescape: Torment, Icewind Dale и Neverwinter Nights)
  • Eidos Montreal (Deus Ex: Human Revolution и Mankind Divided)

Ещё несколько команд THQ Nordic учредила для работы над уже существующими и совершенно новыми IP в жанре RPG:

  • Ashborne Games — студия занимается разработкой некой стратегической RPG;
  • Alkimia Interactive — работает над ремейком культовой «Готики»;
  • Grimlore Games — ей было поручено развитие серии SpellForce, а также разработка изометрической Action-RPG Project Minerva;

Отдельно стоит отметить Asmodee Digital, которая является подразделением Asmodee, одного из крупнейших издателей настольных игр в мире. Сделка по поглощению компании завершилась совсем недавно, в январе 2022 года, однако особого ажиотажа эта новость не вызвала, и очень зря.

У Asmodee множество дочерних компаний, занимающихся созданием настольных игр, и одной из них является Fantasy Flight Games — чуть ли не самая известная в мире студия такого рода. Она работала над «настолками» по мотивам «Звёздный Войн», «Властелина Колец», «Звёздного крейсера Галактика», Warhammer и многих других популярных франшиз. Кроме того, ей принадлежит довольно популярная Arkham Horror, которая совсем недавно получила видеоигровую адаптацию — Arkham Horror: Mother’s Embrace.

Также Asmodee Digital выступала издателем Gloomhaven — ещё одной цифровой версии популярной «настолки», которая обрела впечатляющую популярность в Steam.

Портфолио

Не все франшизы, над которыми работали купленные THQ Nordic студии, принадлежат её авторам, однако чаще всего компании всё же удавалось получить полные права на творения своих новых подопечных.

На момент публикации данного материала THQ Nordic и другие входящие в состав Embracer Group издательства владеют следующими франшизами, имеющими отношение к жанру RPG:

  • Deus Ex — франшизу издательство выкупило у Square Enix вместе с разработчиками из студии Eidos Montreal, сразу обозначив желание развивать её;
  • Titan Quest — развитием игры занимается студия Pieces Interactive, релиз последнего дополнения Eternal Embers состоялся в декабре 2021 года;
  • Expeditions (Conquistador, Viking, Rome) — THQ Nordic владела франшизой, но не студией-разработчиком Logic Artists. Последняя совсем недавно распалась, но ряд сотрудников продолжает пострелизную поддержку последней игры серии. Вероятно, THQ Nordic сформирует новую студию для развития IP;
  • Kingdoms of Amalur — переизданием Re-Reckoning и сюжетным DLC для него занималась независимая студия Kaiko Games. Она же подготовила для THQ Nordic ремастеры дилогии Darksiders и Red Faction: Guerilla. Не удивлюсь, если издатель вскоре приобретёт студию;
  • Summoner — в 2018 году Embracer приобрела Deep Silver вместе с правами на серию, но после этого о ней не вспоминали ни разу. Лишь композитор игры Скотт Ли в 2019 году выпустил в iTunes ремастированный саундтрек;
  • Arx Fatalis
  • Silver (о ней мы писали в одной из наших статей)
  • Dungeon Lords — в 2015 году вышло переиздание с подзаголовком Steam Edition, но вряд ли франшиза получит развитие;
  • Risen
  • Gothic — THQ Nordic профинансировала создание ремейка после выпуска неоднозначного «играбельного тизера». Авторы новой версии приняли отзывы игроков во внимание и пообещали сделать игру максимально похожей на оригинал;
  • The Dwarves — игра базируется на первой книге цикла популярного немецкого писателя Маркуса Хейтца. Несмотря на то, что цикл насчитывает пять книг, сиквела у игровой адаптации не будет из-за неудовлетворительных продаж;
  • Sacred — независимая студия Keen Games выпустила третью часть по заказу THQ Nordic, после чего о серии ничего не было слышно. Триквел оказался чудовищно плохим, однако о его существовании быстро забыли, и теперь ничто не мешает попробовать ещё раз;
  • ELEX — финал игры открыто заявляет о планах на третью часть, но официально никакой информации от Piranha Bytes не поступало;
  • Kingdom Come — по слухам, именно сиквелом Deliverance занимается Дэниел Вавра со своей командой. Игра будет издаваться под лэйблом Prime Matter;
  • SpellForce — третья часть явно возымела успех и регулярно получает крупные дополнения. Кроме того, в работе находится консольная версия игры;
  • BioMutant — студия Experiment 101 выпустила очень неоднозначную игру, которая, однако, разошлась внушительным тиражом. Вероятно, игра получит сиквел;
  • Arcania (некогда Gothic 4, теперь отдельная франшиза) — пожалуй, не будем это обсуждать…
  • Chronos: Before the Ashes

Что же касается проектов в жанре RPG, которые уже находятся в разработке и официально подтверждены, то среди них выделяются следующие игры:

  • Circus Electrique от Zen Studios, авторов Operencia: The Stolen Sun;
  • Ремейк Gothic от Alkimia Interactive;
  • Неанонсированная RPG от Warhorse Studios (скорее всего, речь идёт о Kingdom Come 2);
  • The Last Oricru от независимой студии GoldKnights. Правами на игру владеет сам разработчик, а изданием занимается лэйбл Prime Matter, созданный под эгидой Koch Media\Plaion;
  • Ремейк Star Wars: Knights of the Old Republic, работа над которым прямо сейчас кипит в студии Aspyr Media. Проект издаёт сама студия совместно с PlayStation — игра выйдет только на PC и PlayStation 5.

Впрочем, это лишь те RPG, релиз которых состоится в ближайший год или два. В настоящий момент THQ Nordic ведёт разработку сотни проектов разного калибра, и среди них наверняка найдётся несколько ролевых игр — возможно, даже десяток.

Максимальный охват

Однако интерес THQ Nordic и Embracer Group к жанру не ограничивается изданием собственных проектов. Зачастую компании, принадлежащие холдингу, издают чужие игры, правами на которые они не владеют.

Более того, нередко они выступают в качестве дистрибьюторов физических копий или издателей одной из версий, а то и выпускают чей-то проект на региональном уровне, например, исключительно в странах западной Европы.

К примеру, на коробке с коллекционным изданием King’s Bounty II распространителем указана Koch Media, а издавал игру её лэйбл Prime Matter, в то время как 1C Entertainment самостоятельно выпускала игру в СНГ. Примеров такого сотрудничества довольно много, и далеко не всегда участие членов холдинга Embracer Group велико.

  • The Bard’s Tale IV: Barrows Deep — Deep Silver занималась выпуском только физических копий на территории Европы, права на IP остались у inXile Entertainment;
  • Wasteland 2 и Wasteland 3 — Deep Silver выступила издателем, права также остались у inXile Entertainment;
  • Pathfinder: Kingmaker — Deep Silver вновь выступила издателем, а также поработала над портированием на консоли. Права остались у Owlcat Games;
  • Ash of Gods: Redemption — лэйбл Ravenscourt издал консольные версии, в том числе на физических носителях;
  • Kingdom Come: Deliverance — Deep Silver выпустила игру Warhorse Studios. После коммерческого успеха студию-разработчика и саму франшизу купила THQ Nordic, передав их Koch Media для дальнейшей работы через лэйбл Prime Matter;
  • King’s Bounty II — Prime Matter издала игру, Koch Media занималась дистрибуцией физических копий;
  • ELEX — THQ Nordic издавала игру Piranha Bytes как проект независимой студии. После успеха издатель приобрёл как студию, так и все её IP, включая Gothic и Risen. Примечательно, что часть прав на «Готику» компания приобрела за несколько лет до этого, поглотив JoWood, оригинального издателя трилогии. После приобретения Piranha Bytes компания получила полные права на франшизу;
  • Encased — издавалась под лэйблом Prime Matter;
  • Outward — в качестве издателя также выступает лэйбл Prime Matter.

***

THQ Nordic и холдинг Embracer Group в настоящий момент являются крупнейшим игроком на рынке видеоигр. Будь это единый издатель с общей библиотекой, компания уже сейчас потеснила бы всех остальных производителей цифровых развлечений, включая PlayStation и Xbox вместе взятых.

У Embracer Group попросту больше производственных студий, чем у двух крупнейших платформодержателей. И это одна из причин, по которым THQ Nordic, Deep Silver, Koch Media (которая теперь называется Plaion), Prime Matter, Ravenscourt, Saber Interactive и Gearbox Software могут издавать и производить в том числе довольно рисковые проекты. Две или три игры, добившиеся большого успеха (такого, например, как у Valheim, взорвавшей чарты Steam) легко перекрывают с десяток неудачных среднебюджетных тайтлов, которым позволили не следовать трендам.

Но главное, что через год или полтора THQ Nordic займёт своими RPG чуть ли не половину нашей ленты новостей — новые анонсы и запуск рекламных кампаний уже анонсированных игр не за горами.

Комментарии


Jigaboo

Интересная статья. Спасибо.


St1Let

Новый Kingdom Come очень жду, ну и ремейки Готики/Котора, чего уж там.

Блин, прочитал сейчас и вспомнил, как лампово зарубался в первый Sacred за вампиршу. Реально не прочь повторить.


Allard

Ну, я уже не раз говорил, что на данный момент Вильгефорц - самый умный человек в игровой индустрии.


Shondi
22 часа назад, St1Let сказал:

лампово зарубался в первый Sacred за вампиршу

Кто сказал Сакред?! Поздравляю, вы разбудили древние воспоминания. Сейчас будет простыня

Первый сакред - причем на английском - стоял на моём самом первом компьютере и являлся первой игрой в которую я сыграла. В пять годиков не много понимаешь про какие-то там квесты, монстров и прочее. Но одно я понимала. В игре. Были. Лошадки. И целая коллекция разноцветных попон с сёдлами и прочего добра. И ещё была "Вуди" - лесная эльфиечка, умевшая призывать единорога! Ну, думаю, понятно, кто был моим любимым персонажем. Кстати, вампирша была на втором месте - она умела призывать волчонка и менять цвет волос. Круть!

Так как пятилетняя девочка играла в сакред? Скупала лошадей по всей округе, сгоняла в загончик у леса в одной из стартовых деревень, выбирала себе дом и каждый день перевозила лошадок на пастбище и гуляла верхом по лесу, а к вечеру вновь возвращала их в загончик и проводила ночь в доме непися. Ну а потом мне купили нормальный симулятор конной школы, но это уже совсем другая история...

В осознанном возрасте я, конечно, прошла игру уже "адекватно", но, как ни странно, навык конной езды таки был прокачан на максимум, ибо лесная эльфка на коне со стрелой-бумерангом - убийственный билд. Хотела по старой памяти собрать конную школу во втором сакреде, но разработчики поставили ограничение в одного коня и одного классового мифического зверя. Жадины. 

А насчёт нордиков. Как то не обращала внимание на их разрастание до выхода третьего спеллфорса. Имхо, они сотворили с серией чудо, дав вторую жизнь. Причем, с серией, которая этого заслуживает. Было очень приятно сыграть за относительно самостоятельного персонажа с личной мотивацией, а не рунного воина или Шайкан, связанных своими обетами - хотя первые части тоже хороши, но сюжетно 3 зацепила намного больше. Хотя в плане вольности обращения с судьбой протагониста всё ещё имеются проблемы…


QweSteR

Очень полезный материал в качестве шпаргалки. Я и сам собирал подобную инфу в прошлом году.

Но ныне подзабил, ибо вручную отслеживать сотни РПГ нет возможности.

 

Обсудить на форуме ➥