Скандальное обновление открытой лицензии Dungeons & Dragons послужило причиной настоящих тектонических сдвигов на рынке настольных ролевых игр, которые грозят серьёзными изменениями по всем направлениям.
Вслед за Kobold Press, объявившей о создании аналога популярной системы правил издательства Wizards of the Coast, против своего прямого конкурента выступила компания Paizo, ответственная за настольную RPG Pathfinder. Paizo анонсировала собственную версию открытой лицензии, которая создаётся как нейтральная, не привязанная ни к одной конкретной системе правил и терминологии.
Представители издательства также отметили, что готовятся в судебном порядке защищать свои права на фоне того, что Wizards of the Coast планирует сделать недействительной открытую лицензию версии 1.0, тем самым посягнув на интеллектуальную собственность, созданную для этой первой редакции Pathfinder.
«По мере того как Paizo развивалась, наши отношения с OGL (Open Game License — прим.) менялись. Наши неролевые продукты, такие как романы из серии Pathfinder Tales или карточная Pathfinder Adventure Card Game, отошли от следования тропам D&D, начав опираться на идеи наших собственных авторов. К моменту начала работы над вторым изданием Pathfinder открытая лицензия Wizards of the Coast стала заметно менее важной для нас, так что наши собственные дизайнеры и разработчики написали новые правила без использования каких-либо запатентованных терминов, касающихся игровых механик. Несмотря на то, что мы всё ещё выпускали игру под OGL, причина была не в том, что мы хотели использовать терминологию Wizards of the Coast, а в том, чтобы другие компании свободно использовали нашу терминологию».
«Мы верим и всегда верили, что открытый игровой рынок делает игры лучше, увеличивает прибыль всех вовлечённых, обогащает сообщество игроков. И поэтому мы приглашаем геймеров со всего мира присоединиться к нам в новой главе развития свободного рынка игр. Мы выпускаем новую открытую бессрочную творческую лицензию, которую невозможно „отозвать“, — Open RPG Creative License, или ORC».
«Новая открытая лицензия будет независима от системы правил, она создаётся в сотрудничестве с юридической компанией Azora Law, которая занимается вопросами интеллектуальной собственности Paizo и ряда других издательских компаний. Paizo возьмёт на себя оплату юристов. Мы приглашаем издателей со всего мира присоединиться к нам в поддержке независимой от игровой механики лицензии».
Представители Paizo отмечают, что к их новой лицензии уже присоединились такие компании, как Kobold Press, Chaosium, Green Ronin, Legendary Games и Rogue Genius Games, и перечень союзников будет лишь расти в ближайшие дни.
Paizo отдельно подчёркивает, что открытая лицензия ORC не будет принадлежать какому-либо издательству или любой компании, которая извлекает прибыль из выпуска настольных RPG. Надзор юридической фирмы Azora Law за лицензией обеспечит защиту от покупки, продажи или изменений в руководящем составе, которые могли бы повлиять на лицензию или отменить какие-либо её положения.
Лицензия ORC не будет приносить прибыль никому из тех, кто прикладывает к её созданию руку. Paizo также отмечает, что вторая редакция Pathfinder и Starfinder будут полностью совместимы с ней, а также отойдут от следования открытой лицензии Wizards of the Coast.
Материалы по теме:
Комментарии
Tayon
Значит, взятые из сеттингов WotC элементы Голариона не закопирайчены? Good, good.
Del-Vey
Paizo красавчики.
Коротко объясню, почему их любят, а WotC нет. Вот сравнительная фотка книг правил:
Книга Pathfinder второй редакции содержит в три раза больше материала и полностью самодостаточна. Там и для игрока, и для DM'а всё необходимое есть, и шмот, и монстрятник какой-никакой. В то время как WotC разбивает свои книги на несколько штук, которые надо отдельно покупать.
При этом стоят обе представленные на фото книги одинаково — около 5000 рублей или 70$. И WotC ещё хочет сверху что-то получать, недостаточно монетизировано всё, видите ли.
AnLac
А что изменится-то? Я надеялся на передел рынка. Пайзо в желтых косухах, визарды в черных - перестрелки, драйв-бай...
Tayon
Когда-то и Визарды такими были. Те поползновения к анальному огораживанию D&D в 94-м, которые @saruman упоминал, происходили, когда D&D им даже не принадлежала, а OGL вообще не было - ее сами Визарды в двухтысячном и выпустили впервые. У них с Пайзо был одинаковый старт: нерды-издатели, выпускающие журнальчики и приключения по не принадлежащей им Дынде; просто Визардам повезло выпустить мегахит в виде MTG и осуществить мечту всех нердов, выкупив издателя любимой игры и начав ее перекраивать так, что даже то, что WotC выкупила Hasbro, ничего толком не изменило...
Вот только было это 20 лет назад. Все те ребята, что делали историю, - на пенсии. Я не про дизайнеров, разумеется, они еще на месте, я про руководство. Например, Адкисон, основатель Визардов, ушел почти сразу, когда Хасбро отдала права на игры по ДнД своему внутреннему подразделению (да, было такое), а он считал, что за компьютерными играми - будущее, и не простил сего. Сейчас на вершине сидят собачки Хасбро и, соответственно, решения принимают с позиции финансов и репутации в глазах руководящей компании.
Sirius Helldog
Чет я не помню монстрятник в своей пдфке.
Upd: не совсем монстрятник, больше генератор неписей.
(Кстати-некстати, для справки не владельцев - це книга от первого PF)
Del-Vey
Не, это вторая редакция. Фотка с моей полки, я не из интернета её взял.
Larus
Потому что там нет монстров. У них есть Бестиарий, который они продают отдельно.
(Второй ПФ, не первый).
Справедливости ради позволю себе заметить, что у Пайзо тоже книжка для ДМа есть, и она достаточно полезная. Но водить можно и без неё, в основной книге в целом есть всё, что нужно, кроме монстров, в то время как для Днд надо минимум две книги - Книга игрока и Бестиарий. Книга для ДМа 50/50, если честно.
Пайзо сейчас свою ОГЛ будут делать, и к ним уже и Кобольды, и другие ребятки присоединяются. И огромное количество блогеров уже отписываются от бейонда и своих фолловеров просят делать так же. Визардам надо срочно демедж-контроль проводить, а всё что они сделали... это убрали кнопку отписаться и сделали процесс сложнее. Гении мысли.
saruman
*Медленно аплодирую*
А вообще, чем им Creative Commons не понравилась, интересно? Будь я независимым автором, всё равно бы CC больше доверял.
Серьёзно? Хахаха, это правда очень глупо.
Tayon
Визарды тоже такое делали... Двадцать лет назад. Это как бы естественный процесс - рано или поздно основатели компаний, что горели идеей, уходят, и на их место приходят те, кто просто делают профит. И, когда эти "делатели профита" думающие и осторожные люди, все еще нормально, потому что для того, чтобы делать офигенные вещи, "горящих идеей" ребят достаточно иметь среди дизайнеров, а именно в этой профессии таких "горящих" больше всего и встречается. Но, увы, рано или поздно придет либо рисковый управленец, либо обстоятельства сверху (как то, что у Хасбро плохо продаются Барби) и осторожного рисковать заставят.
И тогда все начинает катиться в Ад.
Thing
Можно конечно говорить что виноваты исключительно плохие дяди, желающие срубить бабла, но что сделали пользователя чтобы это предотвратить? Из раза в раз одно и тоже: плохие дяди начинают закручивать гайки и пока не закрутят до предела - пользователи терпят, молча жрут кактус. Никто не желает защищать то, что ему нравится, а ведь гайки потому и закручивают, что понимают - пользователи уже вложили усилия и средства в продукт, значит им будет лень уходить. Если бы пользователи думали и всем скопом уходили при малейшей попытки закручивания гаек - никто бы и не пытался это сделать. И лицензии бы были нормальными, в них было бы прямо прописано что нельзя проворачивать финты типа того, что сейчас пытаются.
Но да, людей не изменить и это крик души... Просто надоело смотреть как раз за разом игры, софт и прочее скатывают в говно под молчаливое согласие толпы, которой на все пох пока совсем не прижало :(
AnLac
@Tayon Когда заговнится пайзо, появится какой-нибудь хренайзо - и цикл продолжится.
Tayon
Ну да. Империи загнивают и падают, но возникают новые. История учит нас, что так было всегда, и то, что рассматриваемая нами сфера не мир в целом, а индустрия настольных RPG, ничего не меняет.
Да, люди - управляемая толпа, всегда ей были. Да, 90% любой аудитории составляют манипулируемые маркетингом Васи. Это всегда было. Common dude, прими мир, какой он есть, слезь с броневика и прекрати призывы к революции
Sirius Helldog
чорт, а так похожа на первую.
Хотя во второй даже раздела с неписями нету.
Arawn
Если после всех этих событий 90% аудитории WotC останутся стоять, где стояли, я сильно удивлюсь.
Thing
Сейчас-то они может и уйдут, вот только там, куда они придут - все равно не будут смотреть нормальна ли новая лицензия или позволяет такой же трешак в будущем делать.
Да я понимаю, что это стандартная трагедия общин. Но как же задрало, ладно игры, но я вот сейчас в реале постоянно натыкаюсь на проблемы ровно по этой же причине.
Albatross
Разработка подорожала.
Arawn
Тогда ее будут терпеть, пока она снова не скатится в трешак, и тогда опять куда-то уйдут. Обычный день рыночной экономики.
Обсудить на форуме ➥