Именитый сценарист Дэвид Гейдер, работавший в студии BioWare над сериями Baldur’s Gate и Dragon Age, рассказал о том, что в индустрии продолжают серьёзно недооценивать сценаристов, считая, что с такой работой способен справиться каждый.
Отдельно Гейдер отметил и саму BioWare, в которой такое отношение начало формироваться незадолго до его ухода — судя по всему, именно это и послужило причиной добровольной отставки.
«Можно часто увидеть такие настроения среди тех, кто только хочет попасть в индустрию видеоигр: „Я не владею никакими РЕАЛЬНЫМИ навыками… не умею рисовать, не умею писать код, так что я, пожалуй, стану сценаристом. Это лучше, чем быть тестером“. Как будто сценаристу не нужны никакие навыки, требующие выработки».
«Даже BioWare, успех которой строился на хороших историях и персонажах, постепенно начала превращаться из компании, открыто ценившей своих сценаристов, в студию, где нами… втихую возмущались, рассматривая дорогостоящие повествовательные элементы как якорь, который тянет компанию назад».
«Возможно, прозвучит как серьёзное обвинение, но это то, что я отчётливо чувствовал, когда уходил в 2016 году. Неожиданно все руководители начали задаваться вопросом: „Как бы нам ПОМЕНЬШЕ писать сценарии?“. Ведь хороший сюжет сам по себе появляется, по мановению руки, его ведь не нужно поддерживать и ставить в приоритет».
«В конце концов, вы можете сказать, что вам нравятся хорошо написанные вещи — будь то игра, фильм, статья или что-либо ещё, — но если вы не цените эту работу настолько, чтобы приоритизировать её или поддерживать…»
Судя по всему, Гейдер решил высказаться на фоне начавшейся в США забастовки гильдии голливудских сценаристов, которая требует повышения заработных плат сотрудников.
После ухода из BioWare Дэвид переехал в Австралию, где в настоящий момент трудится над «ролевым мюзиклом» Stray Gods, релиз которого ожидается в августе.
Гейдер работал над первой версией Dragon Age 4, однако проект был перезапущен и серьёзно изменён. Об оригинальном видении разработчиков позднее рассказал Джейсон Шрайер, пообщавшийся с членами команды.
Материалы по теме:
Комментарии
Del-Vey
Помнится, был момент, когда говорящие головы из BioWare в каждом втором интервью жаловались, что бюджет одного романа со спутником составляет $500 тысяч, включая все анимации и озвучку, и как же всё это дорого и грустно. Видимо, тогда и начались все эти разговоры внутри студии.
Medwedius
@Del-Vey Что-то я не припомню в играх Биоваров романов, стоящих по ощущению полмиллиона. Разве что в Инквизиции романам было более-менее уделено внимание. И то, думаю, не со всеми (видел только с Кассандрой). Я про фразы во время путешествий, количество сцен и т.д. В предыдущих Драгонагах романы это просто диалоги со стоящим истуканом в лагере и 1 сцена - пародия на эротику с затухающим экраном.
А вообще, то, что на сценарий стали класть хрен, конечно, стало заметно. Особенно по последнему Масс Эффекту.
Berennika
@Medwedius, тут может быть два варианта: либо кто-то нагло врал по итогу, чтобы набить себе цену, либо кто-то по той же причине врал в процессе, искусственно раздувая бюджет на всё что угодно, что относилось к романам косвенно. Одно другого не лучше.(
Касательно самой новости я в смешанных чувствах. Невероятного таланта у Гейдера я не вижу. Его истории банальны, а персонажи типичны, если игрок хоть что-то играл или читал до ДА. И букварь в том числе. Даже с учётом того, что всё-таки игры ваял он не один.
С другой стороны, игры их - те ещё "жвачки" масс-медиа, и никакие невероятно сложные ходы и личности не были нужны. Чтоб придумать выверты а-ля хотя бы Scarlet Nexus, им, наверное, пришлось бы пару раз сойти с ума. История же показывала, что стоит им хоть куда-то отклониться - это не покупалось так хорошо и не всегда находило отклик.
С третьей стороны, что значит поддерживать и (или) приоритизировать достаточно или недостаточно? Если их не устраивала оплата, они могли с этим вопросом разобраться, от плача перед фанатами постфактум смысла ноль, или уволиться, если так мало платят. Если им просто хотелось моар денег, то это снова решалось явно в других кругах и, вообще-то, их не красит. Если же им не хватало веса в компании, мол, их считали не столь важными... ну, амбиции этих людей меня вообще не заботят.
Но, к нашему счастью, вот выйдет его личная игра - и станет каааак очевидно, насколько он неоцененный талант!)
Abdulov
Ну, Гейдеру, конечно, виднее, но по моему опыту мне казалось, что вопрос "как можно сделать меньше текста" вообще всем нарративщикам задают. Да и Авеллон лимиты в Обсидиан упоминал.
Galactrix
C приходом условных чат жпт сценаристы вообще вымрут. Для сингл/кооп/онлайн дрочилен (а это сейчас и называется РПГ) в духе Убисофт оно будет писать сценарии даже лучше, чем живой человек
Thing
Не вымрут. Сюжет квестов и мира Enderal, Outer Wilds - ты ChatGPT не сгенеришь. А для дрочилен сюжета надо еще меньше, чем для порнофильма, т.е. сценаристы по-хорошему там и не были нужны.
San-Cat
Но как же так? Ведь...
Elunee
В Инквизиции на Железного Быка потратили половину бюджета (анимация романов для гномов, эльфов, человеков, кунари - у всех разная комплекция и расовые фетиши). Персонажи расисты в этом плане выгоднее, конечно.
ПраститиЯ далека от творческой профессии, но иногда эту деятельность использую только как развлекательную. И всегда творческие порывы вызваны необъяснимыми импульсами особого настроения и вдохновения, которые настолько же быстро затухают. xD Это к тому, что я не могу представить, как можно в такой трепетной сфере "писательства" выдавать на потоке шедевры под моральным давлением "дедлайнов", с узкими рамками по содержанию, поправкой на "уникальность", ещё можно наложить невежеством по отношению к твоему интеллектуальному труду.
Hyperon Crash
Половина бюджета на табуретку???
Galactrix
Штучные игры ручной работы. Много их выходит? А дрочильни, в которых сюжета на две строчки, выходят одна за одной.
Abdulov
Мне всё-таки кажется, что это иллюзия. Какой бы примитивный сюжет не был - всё равно нужно выдерживать стиль и изменять его под разные форматы (например, диалоги посреди боя не могут быть написаны тем же языком, что инструкции). Если и использовать генерирование текста, то его всё равно потом придётся редактировать - и выигрыш по скорости получится минимальным.
Girveld
Во-первых, ценность сюжета в видеоиграх преувеличена. Во-вторых, они (сюжеты) всегда такими и были. Разница лишь в том, что мы выросли, а игры - нет. В-третьих, хотите сюжет - читайте книги (да и то с ростом количества прочитанного находить стоящее будет всё труднее: шедевры на поток не поставишь) или, если уж хочется именно игр, VN-ки.
St1Let
Кодеры и без сценаристов могут сделать отличную игру, а наоборот? Шах и мат, товарищ Гейдер.
И за все последнее время только Диско Элизиум хочется отметить в плане сценария и диалогов. Не густо, в общем, плохо работаете.
Wizzard
Категорически не согласен, объем текста никак не коррелирует с качеством.
Kangaxx
Сюжет может быть простым, как дерево, но если не будет хорошо прописанных персонажей, событий и квестов - это будет неинтересно играть.
А мозголомный сюжет с десятком твистов, да, не обязателен.
Girveld
А я и не объём подразумевал.
Wizzard
А что тогда, кроме объема текста и отсутствия механик, делает их лучшими кандидатами на хороший сюжет?
Kangaxx
Каким-то дедовством уже вейнуло. Да, миллион лет назад игры были именно такими, с сюжетом в одно предложение либо без него вовсе. Сейчас противопоставление такое звучит максимально странно. Хотеть нормального сценария в фильмах тоже нельзя? С чего это вдруг?
Girveld
Если в игру неинтересно играть, её никакой сюжет не спасёт, так как не будет сил пройти игру до конца. Сюжет - мотивация пройти игру при устоявшемся геймплее; игра без геймплея - суть форма книги.
Наличие сюжета. Часто хорошего, так как это их selling point.
Kangaxx
А не нужно до крайностей доводить. Мы не ситхи.
Да и "неинтересно" это понятие весьма субъективное. Монотонный и репитативный геймплей вполне себе приемлем при интересном сюжете и хороших персонажах. JRPG тем десятилетиями живут и здравствуют.
Girveld
Это не дедовство. Это грустный факт.
Можно.
Без понятия. Это ты сам за меня додумал.
Это не противоречит тому, что я написал.
Kangaxx
Что именно грустный факт?
Что играм сюжеты не нужны? Это и близко не факт, и существование такой профессии как сценарист об этом вполне однозначно говорит.
А так-то игру можно и без графики сделать вполне себе успешную. Будто это о чём-то вообще говорит.
Girveld
Конечно, это не факт. Если меня еще раз перечитать, то станет видно, что я нигде не написал, что сюжет не нужен. (Хотя лично для меня, да, не нужен или же находится где-то далеко на десятом месте.) Я говорю о том, что если хочется хорошего сюжета, то логичнее искать его в более специализированных вещах. Мой поинт в том, что сюжеты не стали хуже: они всегда такими и были.
Kangaxx
А, ну это да. Тут соглашусь. Всегда были как хорошие, так и плохие сюжеты. Сейчас тоже.
Wizzard
И абсолютное большинство из них продается от слова никак, и про них не слышал никто (исключим из списка, кхм, специфический подвид, который продается отнюдь не сюжетом). Максимум, на что соглашусь, это что в успешных ВНках есть хороший сюжет, а в успешных играх он не обязателен.
Я могу без гугла назвать десяток обычных игр с хорошим сюжетом - Плэйнскейп, КотОР 2, Нью-Вегас, Ведьмак, Патчмейкер, Персона 4, Баннер Сага, Дисайплс 2, Nexus Jupiter Incident (ну ладно, первые две трети, пока сценарист не словил передоз), Sunless Sea,
описания предметов в Дарк Соулс. Кто сделает это для ВНок?Tayon
Дружище, я просто напомню, что Нюк, все же, RPG-Нюк. Ты можешь сколько угодно говорить про ненужность сюжета и расхваливать, я не знаю, какие-нибудь куки-кликеры, но для RPG сюжет всегда будет одним из ключевых элементов. Блин, да если из предка всех CRPG, RPG настольной, вытащить сюжет и отыгрыш, она станет варгеймом, что как бы совсем другая
вахастепь.Дык зачем ты несешь эту ересь в нашем уютненьком?
Дык у нас как бы и сайт фанатов RPG, а не ВНок, так, для справедливости. Потому и перечислить RPG нам куда проще. Ну и даже я, не прошедший в своей жизни ни единой нехентайной ВНки, могу перечислить легендарные Fate/Stay Night и Tsukihime. На то они и легендарные, ЧСХ. Если бы спросили у ценителей ВН, список был бы куда больше...
Но жанры разные. Впечатления от RPG в этом отношении вообще уникальны. Потому что в ней, в отличие от VN, ты геймплейно встречаешь последствия своих выборов. Если ты встрял в дерьмо, то это чаще всего не ультимативное "привет, плохая концовка", как оно бывает в VN, а именно что дерьмо, которое можно преодолеть скиллом и раскачкой персонажа. Именно такой баланс геймплея и сюжета и порождает уникальные впечатления от игр жанра. Дает тебе ту степень погружения, когда ты чувствуешь, что там за экраном именно ты, твое игровое альтер эго, а не какой-то, к примеру, Эмия Широ, который может быть сколь угодно великолепно прописанным персонажем, но ни разу не твоим. И при этом, сделай кто-то про этого персонажа нормальную RPG (про какие-нибудь похождения взрослой версии, естественно, у подростка из F/SN нет простора ни для выбора, ни для прокачки), мы бы легко вжились в его шкуру, как вжились в свое время в шкуру Геральта.
В этом вся фишка. В дистанции между тобой и персонажем. И для ее максимального сокращения необходимы и сюжет, и геймплей. Такие дела.
Chris63
Ну я не знаю насчет сюжета, если честно. С отыгрышем понятно, я ради него и геймплейных механик играю в игры. Но сюжет, серьезно? Я лучше кинцо посмотрю, чем буду играть ради сюжета. Тем более что обычно игры с упором на сюжет это противоположность ролеплей-игр. Ведьмаки, Киберпранк, JRPG и прочее. Там нет отыгрыша вообще. Плюс зачастую основа игр с сюжетом - заранее прописанный герой. А это уже минусует ролеплей. Как бы я ни любил игру "Venetica", отыгрыша в ней от этого не появится. Поэтому для меня вопрос, в чем ценность сюжета для РПГ. Для меня все довольно четко:
1. Отыгрыш (начинается с кастомизации персонажа).
2. Диалоги.
3. Спутники.
4. Лут.
5. Исследование.
6. Прокачка.
7. Сражения (и сама боевая механика).
......
99. Сюжет.
Girveld
Конечно же это не так. Или мало RPG, в которых сюжет номинален? И это еще не затрагивая отдельной дисциплины специальной олимпиады: "что такое RPG".
Иммерсив симы и выживачи смотрят с недоумением.
Стесняюсь спросить. Ты, когда кино смотришь, так же вживаешься в шкуру понравившегося персонажа? Ведьмак же - кинцо по мотивам книг, а Геральт - персонаж книжный, в его шкуру нельзя вжиться по определению. Если да, то можно позавидовать... или посочувствовать - зависит от того, с какой стороны смотреть.
Эндер
Я прошёл одну из веток Fate/Stay Night (Fate) и хорошего сюжета не нашёл.
Kangaxx
Да дичь какая-то. Пока есть выборы и последствия, пока я решаю, что говорить и что делать, - с какого это чуда нельзя вжиться? Еще и по определению. Потому что это Геральт? Да хоть Хлои, господи.
Я не управляю персонажами фильма. Я сторонний наблюдатель.
Если говорить о визуальных новеллах - Врата Штайна хороши. Там и сюжет, и персонажи.
Ksander De'Koz
У меня тоже на романы со спутницами дофига уходит, лучше вкладываться в качественный шмот и прокачку персонажа))
Thing
Когда я слышу такое, то либо это ложь, либо признание в полной профнепригодности от высшего руководящего состава. Насколько я помню, Инквизиция была чем-то типа action-rpg, а не симулятором романов или секс-симулятором. Всрать полбюджета на реализацию реалистичности для одного из спутников в таких условиях - идиотизм, потому что это глубоко побочный элемент геймплея.
А и нельзя выдавать. Написание хорошего сюжета, проработка мира - это всё не прогнозируется нормально, занимает кучу времени и очень дорого. В условиях, когда большинству сюжет не нужен, а еще надо подлизаться всяким меньшинствам, мы получаем современные игры. Или ты думаешь почему так популярен жанр souls-like? В том числе потому, что там ни сюжет, ни мир толком продумывать не надо.
Kangaxx
Популярен - это про спрос. Никто не считает киллер фичей отсутствие проработки мира/сюжета.
"О, в этой игре нет сюжета. Черт побери, да это предзаказ!"
Thing
Я про популярность среди разработчиков. Рандомные Васи съедят все, что угодно, лишь рекламой обмажь - тут все понятно. А разрабы любят жанр за простоту, не надо ничего продумывать, увязывать, фигачь что угодно в плане дизайна, вместо сюжета - обрывки фраз накидай, мир прорабатывать тоже не надо. Любой писатель фанфиков справится.
Elunee
Недавно поймала себя на мысли, что в большинстве игр главные герои мужского пола) И для меня это неважно, потому что я не ассоциирую себя с управляемым персонажем и тем более не вживаюсь в их шкуру, я просто взаимодействую с окружением через них. Я бы свое восприятие происходящего описала как "интерактивное кино".
С Геральтом как раз хороший пример (меня раздражает главный герой, но нравятся окружающие его персонажи), я сама делаю за него упоротый выбор, а потом такая "Геральт, какая же ты мр*зота, канеш".
Это была, очевидно, неудачная попытка пошутить. Потому что в Инквизиции этот персонаж самый любвеобильный и у него очень много повернутых на "романтике" реплик. Я не в курсе распределения бюджета. Выдыхаем, расходимся))
Ну и после прохождения Инквизиции, я залипла на youtube-е и посмотрела некоторые ветки романов, которые прошли мимо меня (есть нарезка по всем персонажам - всех диалогов, сцен и тд - по 1-1,5 часа - это хронометраж полнометражного фильма). Если учитывать варианты с негативным отношением - ещё больше. И за одно прохождение вагон контента просто проходит мимо, возможно, и за все прохождения. И бесконечные обесценивающие "не ощущаю работы, фигня, не нраицца" немного утомляет. Во что, а в персонажей видно, что вкладывались.
Но под "романом" я понимаю полностью все трудозатраты на проработку персонажа, а не просто романтические ответвления.
Arawn
Гильдии лорокопателей соулсов, разбирающие "непродуманный лор" на гору фактов вида "кто кому кто и зачем", в интернетах давно известны (именно фактов в смысле - того, что присутствует в игре, а не измышлений). Если ты понятия не имеешь, о чем пишешь, зачем инсинуации генерировать?
Del-Vey
Если при этом учесть, что романов в игре штук 6-7, а общий бюджет игры от 30 до 40 миллионов (в те времена), то легко можно допустить, что 3-4 миллиона потрачены на романы.
P.S. Хотя я подозреваю, что имелся в виду не бюджет непосредственно романа, а бюджет создания романсабельного персонажа целиком. Ведь симпатию необходимо закладывать в диалоги за пределами интимных моментов и разговоры по душам. Если изначально планируют роман, то какие-то обмены любезностями или флирт будут уже на самых ранних этапах знакомства с героем появляться.
Я слишком рано написал свой комментарий. А потом дочитал до момента, где ты написала то же самое, но лаконичнее.
Thing
Я в курсе потуг лорокопателей, и несмотря на то, что сама серия мне глубоко неинтересна, я когда-то изучал лор.
Если ты думаешь что достаточно накидать фактов и получится продуманный мир - ты ошибаешься. Факты должны объяснять законы устройство мира, быть непротиворечивыми. Написание слов с Большой Буквы не делает что либо имеющим смысл, не добавляет дополнительную информацию. Даже из вышеприведенного куска лора непонятно абсолютно нихрена. Что такое Пламя? Как выглядит окружающий мир? Пламя подействовало локально на какую-то область, которую остальное население мира считает загаженной и не суется или воздействовало на весь мир? Кто-то отправлял экспедиции, выяснить насколько далеко тянется область воздействия Пламени? Что, никому за дохера лет в голову не пришло, что неплохо бы знать что вообще происходит, все сидели на жопе ровно? Даже после начала затухания Пламени? Как Пламя связано с солнцем на небе? Что есть Великие Души? Что есть Души вообще, как они порождаются Пламенем? Оно самопроизвольно делится на Души, угасая? Что есть Человечность и почему она нужна для того чтобы быть разумным? Т.е. до появления Пламени - только драконы были разумны? Почему когда теряет силу Пламя, то Темная Душа не теряет силу, она же появилась вместе в Пламени вместе с другими Великими Душами? Или просто случайно валялась рядом? Но тогда почему драконы не охраняли ее - им что, пофиг на возможные проблемы в виде появления разумных рас? Или же другие существа уже были разумными? Но тогда снова вопрос про Человечность, нахера она нужна, если и без нее нормально было. Но ведь говорят что Тьма пришла со Пламенем? А что, кстати, случилось с теми, кому осколка Темной души не досталось?
В общем, одни вопросы, тысячи их. И дальше лучше не становится. Т.к. законы функционирования мира неизвестны, то там рядом с Бездной могут быть хоть 4 царства богов Хаоса из вахи, хоть крокодил Гена с Чебурашкой могут жить рядом с пораженной пламенем областью в этом сером мире. Без понимания что происходит, невозможно понять как действовать, по сути два глиста тебе предлагают два абсолютно одинаковых выбора, ты не владеешь информацией и не можешь сделать разумный выбор, т.к. не понимаешь последствий.
И с Elden Ring - та же фигня. Куча каких-то обрывочных фактов, не позволяющих понять как работает мир. А в остальных копиях соулсов - парятся еще меньше, "иди бей врага, не задавай вопросов".
Kangaxx
Я не то чтобы знаток Соулсов, из соулслайков играл только в Code Vein пока, но там как раз таки нормальный сюжет. С внятной подачей, персонажами и диалогами.
Так что я б не исключал, что вот эта вот невнятная муть - это фишка игр Фромов. Но это не точно).
Arawn
Ну вот о том и речь. Ты об игре знаешь только вступительный ролик, но с чего-то решил, что знаешь, как ее сообществу продавать.
То, что ты написал, - это пересказ вступительного ролика, а не сюжета. С чего ты взял, что кристалл был у драконов? Кристалл - творение Сита, результат попыток стать бессмертным. Драконам он нужен как собаке пятый хвост, они и так бессмертные. Огонь не загорелся, он всегда был. "But then there was fire" означает, что его нашли и тогда баланс сил поменялся. Души не дают способностей, только усиливают владельца. По ролику видно, что Нито был некромантом до того, как нашел душу. А Гвин был бы единственным богом, если бы его абилки были бы даны душой. А сюжет как таковой - про противостояние двух организаций, одна из которых думает, что давать всем подряд админские права - это весело, а вторая топит за стабильность.
Очередное вранье. Попыток сделать соулс много, но хорошо продаются далеко не все. Примечательно, что заходят людям как раз те, где есть продуманный сюжет. Например, Grime, где сюжет опирается, видимо, на скандинавские мотивы про зарождение жизни в трупе отъехавшего титана, или Death Gambit, где ГГ исследует вживую процесс бессмертия и его последствия, попутно уворачиваясь от пытающихся его обмануть внешних богов, или Hellpoint, где кучка исследователей пыталась создать своего бога-демона (успешно, хвалю), а о том, что в подарок идет отдельный филиал ада, узнала только тогда, когда уже поздно было. (Ну ок, Hellpoint народу не зашел - видимо, больно дешевый. А зря, там очень круто подошли к исследованию мира.)
В итоге, ты о сюжете Соулса знаешь только вступительный ролик, а о том, насколько хорошо и почему народ раскупает соулслайки, знаешь еще меньше.
Ksander De'Koz
Ну уфологов тоже пруд пруди, но это не доказывает существования инопланетян - то же и с сюжетом в соулсе)
Arawn
Если это была попытка сказать мне, что в Соулсе нет сюжета, то зря, потому что я-то его знаю. Но этим лучше заниматься в соответствующей теме.
А вообще, я именно для того, чтобы избежать таких вот комментариев, сразу указал, что лорокопатели возятся именно с контентом игры, а не идеями на тему "что если".
Чтобы добиться такого эффекта, ты должен сюжет сначала придумать, а потом уже попилить на куски и перемешать.
Thing
Я никогда не устанавливал ни одну из игр серии и никогда не смотрел никакие прохождения на ютубе, включая ролики. Абсолютно вся информация у меня - с различных русскоязычных сайтов по играм Dark Souls 1-3.
Мне не сильно интересно почему твоя версия отличается от того что было написано там, т.к. она не убирает вопросы, она лишь чуток их меняет. Огонь уже был? Окей, какого черта бессмертные драконы сидели на жопе ровно, видя что у них под боком неведомая хрень? Как насчет хотя бы заборчик построить? Особенно учитывая что они угнетают разумные, по-твоему утверждению, расы. Ну ок, драконам насрать почему-то, как насчет Сита? Ему бессмертие бы наколдовать себе, а тут такая неведомая хренотень валяется. И мы уже знаем что драконы точно могут юзать Души.
Почему он был бы единственным богом, если Великих Душ аж четыре было? И нафига вообще зажигать пламя, если разумные существа жили и без него, даже колдовали, а драконов уже перебили?
При этом, заметь, остаются все те же вопросы, что и выше: что за Пламя, что за Души, почему одна Черная и т.д. по списку. И это только начало.
Я ни слова не говорил как они продаются, я говорил как делаются. Продать сейчас можно что угодно, даже несуществующее, на что и идет расчет. Особенно если это про бои.
Arawn
Слова про популярность игр были не про то, как они продаются? Интересно, но ок.
На все заданные вопросы у меня есть ответы, но будет лучше, если ты их все-таки будешь задавать в соответствующей теме. С удовольствием обсужу одну из моих любимых игр.
Обсудить на форуме ➥