Геймдизайнер Джон Дейли работал в Interplay и Black Isle Studios с 1995 по 2003 год, и самым известным его вкладом в жанр RPG стало создание одиозных говорящих Когтей Смерти из Fallout 2, раскритикованных фанатским сообществом. В интервью изданию TheGamer Дейли рассказал о том, как эти монстры попали в сиквел культовой RPG и почему его недолюбливал руководитель проекта Крис Авеллон.
По словам разработчика, он не видит проблемы в существовании говорящих Когтей Смерти и не понимает, почему многие игроки приняли их настолько негативно. Против появления таких персонажей выступал Крис Авеллон, однако Дейли повезло: он получил задание придумать монстру новые особенности от тогдашнего руководителя студии Black Isle Фергюса Уркхарта, ныне возглавляющего Obsidian Entertainment. Именно ему Джон презентовал свою идею.
«Он сказал мне: „Вау, это отлично. Это именно то, что нам нужно“».
Авеллон был не единственным, кому идея не понравилась: против выступил и Тим Кейн, один из ключевых разработчиков и идеолог первой Fallout (о том, как создавалась культовая RPG и почему Кейн ушёл из студии после её релиза, можно прочесть в нашей статье — прим.), на тот момент ещё не покинувший Interplay. Однако их возражения не были приняты во внимание — Уркхарт лично настоял на добавлении в сиквел говорящих Когтей Смерти.
Дейли отмечает, что у него был план на расширение роли новых существ в будущих играх, однако этому не суждено было случиться. Джон собирался выпустить болтливых ящеров на просторы Пустоши, чтобы они вновь появились в триквеле, однако Убежище 13, где обитали Когти Смерти, по сюжету Fallout 2 подверглось зачистке.
«Как-то раз я шёл по коридору [офиса] и увидел Фергюса в кабинете одного из программистов. Взглянув на экран монитора, я увидел там Убежище 13. Я зашёл в кабинет и спросил: „Что делаете?“, а они ответили: „Ох, мы решили убрать эту локацию из игры. Но мы не хотим просто вырезать её. Так что Анклав всех там поубивает“. Такие дела. Они даже не дали мне знать [заранее]. Даже не спросили меня. Они попросту сделали это у меня за спиной».
По словам Дейли, у него всегда были натянутые отношения с Авеллоном, которому не нравились его идеи. Крис относился к Джону по принципу «я работаю с тобой, потому что вынужден».
«Авеллон очень талантливый. И очень забавный. Но если ты шёл против него или пытался защищать свои идеи — тебе конец. Это рушило карьеру».
Несмотря на громкое обвинение, с карьерой Дейли всё было в полном порядке. После релиза Fallout 2 Джон ещё пять лет проработал в Black Isle Studios, приложив руку к так и не состоявшейся версии Fallout 3 (проект Van Buren) и отменённой Fallout Online. Переживи говорящие Когти Смерти события сиквела, он бы расширил их роль.
«В последующих играх пользователь мог бы встретить их и получить их поддержку. Или, в зависимости от действий игрока, они могли сказать нечто в духе „Мы не хотим связываться с такими, как ты, убирайся или умрёшь. Точка“. Таков уж их образ мышления. Они разумны, но всё ещё агрессивны».
«Они планировали, оказавшись в безопасности, пересобрать силовую броню, чтобы она подходила их физиологии. И затем хотели нанести визит Анклаву, захватить как можно больше образцов вируса ВРЭ, похитить парочку учёных и внести ряд улучшений [в свою ДНК]».
В отменённой Fallout 3, разработка которой несколько лет велась в стенах студии Black Isle, должна была появиться локация под названием «Питомник» (Nursery) — изолированная самодостаточная экосистема, созданная довоенными инженерами. В ней произрастали многочисленные растения, вымершие после падения бомб. Дейли собирался поселить туда неких «язычников», однако Авеллон идею не одобрил. Джон утверждает, что руководитель выслушал его аргументацию и ответил, что «уже принял решение», после чего отвернулся и ушёл.
В 2003 году Дейли покинул Black Isle Studios, а в 2004 году примкнул к Blizzard Entertainment, где проработал в течение года. После этого разработчик покинул индустрию видеоигр.
Подробнее о добавлении разумных животных в Fallout 2 Крис Авеллон рассказывал в своей статье «Апокрифы Fallout» — по этой ссылке можно прочитать наш перевод.
Материалы по теме:
Комментарии
Del-Vey
26 лет Авеллон каялся за говорящих Когтей Смерти, сносил критику и посыпал голову пеплом, а он, оказывается, не только к ним отношения не имеет, так ему их ещё и навязал Фергюс.
Какая шизофазия. В Fallout 3 говорящие Когти Смерти в силовой броне устраивают рейд на Анклав, похищают учёных и апгрейдят свою ДНК... чтобы в Fallout 4 стрелять лазерами из глаз!
QweSteR
Силовая броня для Смертокогтей... Ну это реально бред.
А вот улучшение ДНК вполне интересная задумка.
Хотя бы от говорящих енотов отказались в Ф1. Но не удержались и сделали говорящих смертокогтей, говорящих цветков, говорящих кротокрысов и даже говорящих призраков. Надеюсь, никого не забыл. Так или иначе, но это никак не навредило Ф2.
Medwedius
Дейли просто попал не в ту компанию. Надо было идти к Ларианам, там бы его говорящих животных встретили на ура всей командой.
KnightOfNine
Навредило. И стало одним из предвестников клоунопокалипсиса в четвёртой части и далее. Этот чел вообще хорошо бы подошёл команде Беседки, которая подобную "концептуальную" клоунаду оч любит.
"А давайти корочи ГОРОД ДЕТЕЙ сделаем. И ГОРОД НА АТОМНОЙ БОМБЕ. И корочи ГОРОД НА КОРАБЛЕ. И корочи ГОРОД ВОМПИРОВ". Добавь говорящих енотов - и ничего не поменяется.
Del-Vey
От человека с ником Медведиус это звучит несколько угрожающе.
JohnEast
Начинал знакомство с серией с Fallout 2, поэтому говорящие смертокогти - норма, Горис - один из оригинальнейших сопартийцев. Но, начинай я знакомство с первой части - да, сгорел бы стул.
Какая шизофрения. В Fallout 1 разложившееся желе окунает людей в чан с мутагеном, чтобы сделать из них зеленых орков и захватить мир... чтобы в Fallout 2 появились говорящие Когти Смерти!
Антропоморфные еноты Скорпион в очках, играющий в шахматы.
Kangaxx
Ну не знаю, у меня никогда не было проблем ни с говорящими Когтями, ни со скорпионами-шахматистами, ни с инопланетянами, ни с летающими мозгами в банках.
Собственно, если я принимаю существование Когтей Смерти, то почему я не могу принять, что они разговаривают? Вообще никаких проблем тут.
Ведь если Когти Смерти разговаривают, значит, это кому-то нужно.
Del-Vey
Не, фигня какая-то, где прямая связь между зелёными орками и говорящими Когтями Смерти? Попробуй ещё раз.
...ни с Fallout 4.
Eotas
Я чет видимо упустил...а чо не так с говорящими когтями смерти то?) Всякие прочие эксперименты с вирусом то ок, а тут типо...что?
Del-Vey
В последнем абзаце новости ссылка, там Крис поясняет.
Дуомо
Мистер Уркхарт прям руководитель уровня «Мастер»: всегда прислушивается к коллективу, не допускает токсичности, не принимает вау-решений, следит за настроениями в среде разработки. Очевидно, что только благодаря его эффективности Fallout классические стали культовыми играми.
QweSteR
Лариан в те годы влачил нищее существование...
ЛОЛ. Т.е. великий и могучий FALLOUT 2 виноват в убогости Ф3\4? Потрясающе. Передайте это Тодейшу Говорякяну, он ни в чём не виноват, он ни в чём не виноват... Множество историй, коль желаешь, расскажу, коль желаешь, расскажу, коль желаешь, расскажу... ХЭЙ!
13th_Ka7aHe4
Да мы в курсе, что у тебя вообще ни с чем нет проблем, кроме БГ3. Даже, несмотря на аватарку, с Нуменерой. Если что, я любя.
Если серьёзно, то Fallout всегда был мастером эквилибристики. Уникальнейший сеттинг, который вечно балансирует между тем, чтобы быть не слишком уж мрачным и не слишком... не могу подобрать слово... Эфемерным... легковесным... призрачным? Нет, не то. Короче, он всегда имел элемент какой-то сногсшибательной живучести, мрачно-гротескного оптимизма, из-за чего всегда было важно филигранно соблюсти баланс. Поддерживаю Авеллона. Имел чутьё на эти весчи. Вот, кстати, пример — у Лариан всегда с этим беда. Не имеют в этом плане чувства меры. И сериал полюбили потому, что при недостатках он изо всех сил постарался повторить волшебную формулу Фолыча.
Kangaxx
Потому что Нуменера замечательная и не называет себя вторым Пленскейпом. И при этом она больше ощущается Пленскейпом, чем БГ3 Балдуром.
13th_Ka7aHe4
Я начинал, но очень уж она была не тем, что я ожидал. Установлена на винт и скромно ждёт своей очереди для второй попытки. Всё-таки пройду до конца, чтобы хотя бы понять перед самим собой, прав я или нет, её критикуя.
Planescape: Torment это настолько шедевр, что было бы просто глупо ожидать, что такая игра появится в ближайшие сто лет. Это как Библия. Никто же не ждёт третьей части?
Как это не называет? Когда все мы скидывались на неё в KS, нам ясно дали понять, что это новый Planescape! Вы в теме, коллега?
Kangaxx
Ну вот так. В названии четко написано Torment: Tides of Numenera, а не Planescape: Torment 2. И, насколько я помню, позиционировалось оно как духовный наследник Пленскейпа, не сиквел. И как духовный наследник оно вполне себе работает, как по мне.
Назовись Baldur's Gate 3 каким-нибудь The Gate of Divinity, никаких проблем бы не было. И, по крайней мере, это было бы гораздо честнее, чем то, что мы имеем сейчас. Ибо это ни сиквелом, ни духовным, ни каким-либо иным наследником назвать нельзя.
13th_Ka7aHe4
Сударь, вы забываете то маленькое обстоятельство, что мы сейчас ведём свою светскую беседу, полную взаимного уважения, не где-нибудь, а на сайте любителей РПГ. Где, может быть, каждый в отдельности не знает прям вааще ВСЁ, но в совокупности как раз таки знает. И мы прекрасно понимаем (знаем), что, будь у Фарго руки чуть длиннее, игра так бы и называлась: Planescape 2. И сеттинг был тот же, а не этот дурацкий Нуменера, который скучен сам по себе, ибо по всем канонам не содержит даже возможности конфликта: как ему возникнуть там, где произошло всё, что могло произойти, и было всё, что могло быть? И тем не менее есть Маска (nwn2: Mask of the Betrayal), в которой, несмотря ни на сеттинг, ни на всё остальное, дух Шкафа передан на ура. В этом раунде, любезный Kangaxx, я Вас уделал. *Каганец молча дует на дуло револьвера и поправляет ковбойскую шляпу*
Bro
Я вообще с удивлением узнал о нелюбви к говорящим когтям смерти. Как по мне они хорошо вписываются в Фолл. Но конечно когти смерти в силовой броне єто слишком.
Avadar
Прошу прощения, не местный. Но не смог пройти мимо интересного обсуждения. Всегда было интересно, почему столько много негатива вокруг контента 3 фолыча. Да, он конечно не шедевр, но всё же это первая полноценная 3D часть, в нём есть немалое количество неплохих сайд-квестов с проверкой различных навыков (мы же в РПГ играем, да!). Мир, который отличается от первых двух частей по наполнению, и это... это здорово. Калька на первоисточник, так скажем, была бы ещё более блеклая. Все ругают условных "вампиров" тех же, а что с ними не так, чем они не вписываются в лор? По потолку не бегают, кулаком силовую броню не пробивают, на солнце вроде как не горят. По сути это просто культ чокнутых каннибалов, лидер которых умело переобулся. Каннибалов все презирают даже в пустошах, а тут удобное "мы иные". Точнее, лидер им это внушил. По-моему прекрасно они входят в лор, я когда играл в ф3 впервые, ещё тогда в год его релиза, этот квест запомнил, у моего гг была прокачана медицина, и при осмотре тел находишь отметины, и, скажем, интересово было по квесту двигаться дальше, как минимум необычно.
Город на корабле/город-бомба - да почему нет-то? Это же фолл, он вообще был логичен полностью хоть в какой части, даже (на мой взгляд) в лучших - второй и первой? По-моему нет. Да, это и близко не Вегас, но как фанату мне всё равно нравится). Кстати, вот никого в Вегасе броня легиона не напрягает дизайном? Вот мне не нравится к примеру, но глупо же говорить, что это не лорно) Ах да, про когтей, точнее, рук смерти позабыл. Вполне они вписались в лор, они же не сами эволюционировали, это такой же эксперимент, как и многие другие. По-моему было бы круто, если бы можно было в дальнейшем найти хотя бы Гориса того же, он-то выжил по идее. Как сайд-квест с безумцем, который пытается повторить эксперимент с дикими когтями от безнадёги и одиночества, ах... мечты-мечты) Всё написанное разумеется чисто субъективщина и на какую-либо истинность не претендует разумеется.
Ksander De'Koz
Крис... Крис никогда не меняется)
Del-Vey
Мнение интересное, и в отрыве от всего остального я бы даже поддержал, но тут картина в целом тоже важна.
Помимо вампиров в игре есть ещё супермутанты, которые надевают на себя какие-то доспехи и вооружены молотами, что делает их похожими на орков.
А ещё имеется линейка квестов с гулем Харольдом, который стал деревом, и теперь ему поклоняется группа людей. Всё это прямо-таки кричит: «ДРУИДЫ!»
И общая картина начинает очень сильно напоминать фэнтези: вампиры, орки, друиды... На мой взгляд, Bethesda сильно переборщила с этим.
Ksander De'Koz
Мультяшным?) Да что фоллыч ругать, вот Wasteland 2 скатился в юмор даже больше ларианов. Там скорее крохи сюжета в юморе, чем наоборот.
KnightOfNine
Я нигде не писал, что "виноват", я вообще не думаю, что после тройки в Беседке вообще кого-то интересовало "что там было в оригинале", но после откровенной клоунады второй части со взрывающимися сортирами, гулями в туалетной бумаге, привидениями и говорящими растениями сложно предъявлять претензии к шизе и клоунаде четвёрки. Другое дело, что во второй части помимо клоунады было много клёвых вещей, а четвёрка... ну, говно.
Лично у меня, если вы меня цитируете, на самом деле к тройке вполне себе лояльное отношение. Во-первых, благодаря ей мы получили крутейший Нью-Вегас и серия ВООБЩЕ осталась жива. Во-вторых, они во многом действительно старались в атмосферу и следовать букве оригинала. Другое дело, что получилось как со Звёздными Войнами от Абрамса, где челы взяли ПРИКОЛЬНЫЕ ШТУКИ из оригинала и вообще никак с ними не поработали.
Так, чё там было в оригинале? Ага, да, супермутанты, ага, ну, короч, Братство Стали в прикольной броне, чё там, ага, ещё Анклав, ну вот, короче, крута. Из всего этого, конечно же, заслуживает отдельного внимания Анклав, который ВОТ ПРЯМ ОЧЕВИДНО можно (и нужно) было показать с другой стороны, раскрыть идеалы, внутреннюю борьбу, дать возможность поработать с этой фракцией ГОСПОДИ БОЖЕ МОЙ МЫ ДАЖЕ К НИМ НА БАЗУ ПОПАДАЕМ, но по щелчку пальцев они снова становятся врагами, база взлетает на воздух, но мы всё равно можем завершить игру по их сценарию (только если ты отыгрываешь конченого нацика-дегенерата, потому что отравленная вода действует и на тебя - НАСТОЛЬКО это тупая концовка). И вот Фолл3 он весь такой: огромная доза потенциала, крутых штук, которые бездари из Беседки просто не смогли реализовать (забавно, что Вегас справился с очеловечиванием Анклава лучше с помощью всего 6 персонажей и 1 доп. квеста, чем вся тройка, лол).
Проблема "города-бомбы", "города-корабля" и остальных в том, что дальше ПРИКОЛЬНАВА концепта это никуда не идёт. Окей, Мегатонна вокруг бомбы, КРУТА, а дальше что? Как она существует, за счёт чего находится на Пустошах? Она ничего не производит, ничем не торгует. Можно сказать, что она является важным хабом для караванов, НО ДЛЯ КАКИХ? И, самое главное, от кого и куда? То же самое с Ривет-Сити - город находится в самой заднице, ничего не производит (кроме небольшой лабы учёных, которая дай бог себя прокормить сможет) и каким-то образом существует. Есть дурацкий городок, где поехавшие клоуны играют в супергероев, и к ним такой же вопрос. Тенпенни-Тауэр, Литл-Лемплайт. Вот КОНЦЕПТ Тенпенни-Тауэр, что там все такие БОХАЧИ КОТОРЫЕ СМОТРЯТ НА ДРУГИХ КАК НА ГРЯЗЬ, - а как они вообще существуют? Недостаточно ПРОСТО запереться в огромной башне: у них нет ни очистки воды, ни производства еды, ни каких-то групп, которые бы всё это добывали. Просто ПРИКОЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ и всё. Все эти города существуют в отрыве друг от друга, ничего не производят и просто существуют как прикольный концепт, не складываясь в какую-то единую и логичную картину региона. Ничего ни с чем не взаимодействует, вот просто есть и всё. У нас есть Парадайз-Фолз, который торгует рабами, НО С КЕМ БОЖЕ МОЙ, мы же даже ни разу не видим этих рабов при деле и не слышим, КУДА их вообще продают.
Просто попробуйте подумать, а что вообще дала тройка с точки зрения лора и мира? В первой части было показано возрождение цивилизации в виде маленьких поселений, каждое из которых жило за счёт своей фишки (Шейди-Сендс за счёт земледелия, Хаб был торговым центром и т.д.), во второй и Вегасе мы видим зарождающиеся государства, их экспансию и взаимодействие с Пустошами и другими комьюнити, а что в тройке? Кучка приколов-хабов, которые существуют в вакууме, ни с чем не связаны и ни к чему не ведут, зависшие в пространстве и реальности.
И Фоллаут 3 он весь такой: вроде бы есть прикольные идеи, но совершенно пустой и бездушный, а самое главное, сделан бездарями, которые ничего дальше "прикольной идеи" выкакать не способны. Кульминацией этого, конечно же, служит концовка третьей части, где сценарист ВСЮ ИГРУ трясущимися руками пытался нам преподнести идею о САМОПОЖЕРТВОВАНИИ, но немного забыл, что у нас в партии есть целых ТРИ, чёрт подери, компаньона, которые могут войти в Очиститель и вбить код. Что же сделал гений? Может, придумал способ отрезать компаньонов от ГГ при финальном выборе? Просто запретил брать их на миссию, обосновав с точки зрения сюжета тем, что только Братство может пойти на эту миссию и никто иной? Нет, просто гуль-раб, робот и супермутант-друг тебе говорят "БРАТАН НУ ТЫ ЧЁ СДОХНУТЬ ЭТО ТВОЯ СУДЬБА". ОСОБЕННО смешно, как при установленном Брокен Стиле, где эти компаньоны всё же соглашаются войти в Очиститель, в финальных слайдах ВСЁ РАВНО твой персонаж подвергается кибербуллингу и объявляется лохом, ВЕДЬ НАСТОЯЩИЙ ГЕРОЙ тот, кто три цифры без вреда для здоровья щёлкнул, а не ты, чмухич, который отказался помирать
ВЕДЬ Я Я Я ТАК ПРИДУМАЛ Я ПРИДУМАЛ КРУТОЙ СЦЕНАРИЙ ПРО САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ С ОТСЫЛКАМИ НА БИБЛИЮ МАМА ТЫ ГОРДИШЬСЯ МНОЙ МАМА ПОЧЕМУ ИГРОКИ ЗАХЕЙТИЛИ МЕНЯ ПОЧЕМУ НЕ ОЦЕНИЛИ МОЕГО ЗАМЫСЛА.Неудивительно, что вышедший за ним Вегас с его борьбой фракций и продуманным взаимодействием между ними (и единой сюжетной линейкой в ДЛС) покорил игроков куда сильнее. Я не прям хейчу тройку, она хотя бы ПЫТАЛАСЬ быть Фоллаутом, в отличие от четвёрки. Мне тройка в год выхода зашла, у меня был не очень богатый игровой опыт, и я прошёл её с удовольствием. Спустя время, когда мой багаж пройденных игр стал больше, а я ознакомился не только с оригинальными играми серии, но и восхитительными фанатскими (Невада и Сонора), возвращаться в тройку невероятно тяжело. Я как-то захотел это сделать, поставил кучу модов, вышел из Убежища и... всё. Отшибло всё желание на подходе к придурошной Мегатонне. Я, ещё раз, благодарен третьей части за возрождение франшизы хотя бы в таком виде, но какими же безвкусными бездарями он сделан, аж обидно от слитого в унитаз потенциала.
Medwedius
Я согласен. У меня вначале тоже была реакция "Скайрим с пушками" и т.д. Но потом я понял, что первых фоллов уже не будет. И 3Д - это прогресс, а не регресс. И новые Фоллы тоже неплохие игры. Правда потом вышел Вегас и стало понятно, что можно же и в стиле первых фоллов делать на том же движке. Но это прям был подарок судьбы, надеяться на его повторение не стоит.
Но я не об этом. У меня есть пример прямо под боком. Моя сестра. Она начала с фоллаута 3, играла в Вегас (который ей понравился меньше, считает его душным) и четверку. А первые фоллы она считает какой-то двухмерной духотой с пошаговыми боями. И не скажешь, что она зумер, т.к. она старше меня на 4 года. То же самое у нее с серией Деус Экс. Перезапуск с Дженсеном - на ура, а старые для нее какой-то треугольный отстой. Хотя она знакома с играми в изометрии не понаслышке, в Диабло 1-2 и Арканум играла запоями. Пошаги тоже не проблема, Деад Стейт например проходила несколько раз.
Так что я думаю тут большой эффект "первого впечатления". Например те, кто прочитали книгу, обычно хейтят фильмы по этим книгам. А те, кто не читали, нормально их воспринимают.
Del-Vey
Вот я как в детстве «Волшебника Изумрудного города» первым прочитал, так до сих пор и считаю его лучшим произведением литературы. Потом, конечно, были «Шум и ярость», «Гроздья гнева» и «Убить пересмешника», но это всё такая параша душная. Вот «Незнайка на Луне» — это чётко. А эти фолкнеры со стейнбеками — тьфу!
Medwedius
Вдумайся, ведь это ремейк "Удивительного волшебника из страны Оз". То есть не канон!
13th_Ka7aHe4
Всегда напрягала.
San-Cat
Лорд Гумунгус наверняка порицает Цезаря за излишний консерватизм в такое непростое для страны время.
13th_Ka7aHe4
Я раньше думал, что многое зависит от того, с чем познакомился впервые. Так и есть, но роль индивидуального вкуса тоже огромна.
Ksander De'Koz
Никто не против 3D, но должна быть изометрия, а не вид от первого лица, имхо)
Обсудить на форуме ➥