Разработчик-одиночка Кристоффер Бодегард опубликовал заметку, в которой рассказал о мировоззрении в ролевой игре Esoteric Ebb. Представляем вашему вниманию её перевод.
Можно начать с вопроса: зачем вообще использовать мировоззрения?
В современных настольных RPG механика мировоззрения (или её аналоги) постепенно отмирает. У меня нет подкрепляющей это заявление статистики, но я готов поспорить, что очень немногие люди в наши дни играют с ними. Я бы сказал, что отчасти так происходит из-за моральной убеждённости в том, что разумные существа не рождаются добрыми или злыми или какими-то ещё, и что мы несём полную ответственность за свои собственные действия. А ещё потому, что мировоззрения могут быть очень, очень раздражающими.
Не таким раздражающим, как эти яблоки, впрочем.
По умолчанию в сеттингах пятой редакции D&D (на её механике базируется Esoteric Ebb — прим.) есть всемогущая сила, которая определяет положение каждого существа: от добра к злу и от законопослушного к хаотичному. Обычно игрок сталкивается с этим (если вообще сталкивается) только при создании персонажа. Вы сами выбираете, где находитесь в этой таблице. Аргумент в пользу мировоззрений заключается в том, что это инструмент, помогающий создать интересную личность или понять, какие действия персонаж предпримет в той или иной ситуации. Ваш персонаж соблюдает законы страны или нарушает их? Он защищает невинных ценой своей жизни или грубит официантам? Просто взгляните на своё мировоззрение и всё станет ясно.
Но что происходит, когда мы делаем всё более серым? Что происходит, когда законы противоречат друг другу? А что если злые действия могут привести к большему благу? Все классические примеры обсуждались до посинения, но я так и не получил ответ, который бы меня удовлетворил. В основном потому, что дискуссия некорректна с самого начала, ведь всё зависит от упомянутой ранее всемогущей силы.
Ну знаете, DM’а (Dungeon Master, то есть ведущего — прим.).
Если в вашем фэнтезийном мире есть реальные объективные мировоззрения, значит есть и объективная правда. Добром является то, что таковым посчитает DM. Если у вашего DM’а очень странные взгляды на мир, вы можете получить какие-то совсем безумные мировоззрения. Поэтому, на мой взгляд, главная причина, по которой мировоззрение на практике просто не работает, заключается в том, что оно требует от DM’а невероятно сильно держаться за свои убеждения. И, конечно же, каждый из игроков на том или ином этапе будет с ним с этими убеждениями несогласен.
Так что, значит я не использую мировоззрения в Esoteric Ebb, верно?
О нет, ещё как использую. И делаю это часто. В основном потому, что нахожу их абсолютно захватывающими.
В демоверсии вы можете увидеть мировоззрение персонажей на их листах, используя функцию «Узреть». Возможность «Узреть» — это нелепая механика, которая по сути позволяет вам заглянуть в заметки DM’а. Поначалу это немного похоже на разрушение четвёртой стены, но вы можете рассматривать её как некий изотерический «вайб», свойственный клирикам. Вы получаете кучу информации, когда используете возможность Узреть, включая советы о том, как обращаться с персонажем, подсказки к его предыстории, уровень, вложенные в способности очки и, конечно же, его мировоззрение. Но когда вы его узнаёте, оно на самом деле не означает ничего, кроме того, где этот персонаж оказывается в таблице — матрице, используемой в этом фэнтезийном мире JOR. Это матрица, определённая каким-то безумным волшебником пару тысяч лет назад, а не божественным судом. Так как же разобраться в том, что есть добро и зло в мире Esoteric Ebb? Нужно отправиться в какое-то глубокое внутреннее путешествие? Может быть, искать духовного просветления?
Нет. Вам нужно поговорить с учёным, очевидно же! События Esoteric Ebb разворачиваются в эпоху, которая наступает сразу после (более или менее) технологической революции. Было проведено множество исследований эзотерических событий и эффектов по всему Побережью, и в игре вы можете узнать больше о практических функциях и философских последствиях мировоззрений, найдя эксперта по этой теме. По уже сложившейся в Esoteric Ebb традиции вы можете вести очень странную беседу, задавая дико неуместные вопросы.
Ранее Бодегард подробно рассказал о принципах работы ролевой системы Esoteric Ebb, а также о том, какие (весьма необычные) стороны личности персонажа отражает тот или иной параметр.
Материалы по теме:
Комментарии
Grimuar Grimnox
Вот ЭТОТ RPG жду больше, чем шторосторожа. :3
Galactrix
Крайне интересно.
Обсудить на форуме ➥