Перейти к содержанию
Авторизация  
Nuke-Bot 2000

RPG по-русски. Впечатления от Black Book

Рекомендуемые сообщения

Ролевая игра Black Book от студии Morteshka скромно прикидывается небольшим проектом, но на деле представляет собой весьма внушительное произведение. Тем удивительнее, что разработана она командой из пяти человек.

Шутка ли, за более чем 30 часов игрового процесса мне удалось закончить лишь четыре главы из семи, и все они были полны приключений, запоминающихся персонажей и чудесно написанных диалогов.События Black Book разворачиваются в конце XIX века на территории пермского края. Игроку предстоит примерить на себя роль крестьянки Василисы, недавно потерявшей возлюбленного — тот свёл счёты с жизнью, однако девушка не верит, что суженый мог на это пойти. Преследуя цель вернуть любимого с того света, сиротка Василиса соглашается принять колдовской дар от воспитавшего её деда Егора. Вместе с возможностью творить заклинания героине передаются и бесы, жившие бок о бок со стариком почти всю его жизнь, а также Чёрная Книга.

Спойлер

Black-Book_20210810013813.jpg

Black-Book_20210807011718.jpg

Black-Book_20210810005819.jpg

Бесы и Книга — важные, но всё же не ключевые механики Black Book. Первые представляют собой своеобразные штрафы к параметрам, поскольку без конца мучают и не дают героине покоя, если только не отправить их работать по специальности — наводить порчу, пугать людей и заниматься всяческим членовредительством. Вторая содержит в себе заклинания, выполненные в виде карт (или, наверное, страниц), из которых игрок собирает себе комплект способностей для сражений.

Да, боевая система в игре карточная, но особого акцента на построении колоды нет. Впрочем, между картами существует определённая синергия, так что бездумно набрать себе 33 атакующих заклинания не выйдет — первый же сильный противник разнесёт вас в пух и прах, если не иметь достаточного количества защитных и усиливающих карт. При желании, впрочем, можно свести взаимодействие с боевой системой к минимуму, выставив лёгкий уровень сложности. Благо, что в игре масса интереснейшего содержимого и помимо схваток.

Спойлер

Black-Book_20210810020520.jpg

Black_Book_454398545434354355343454.jpeg

Black-Book_20210809010720.jpg

У Black Book довольно простая и понятная структура. Каждый день начинается с общения с просителями, которые приносят Василисе гостинцы и жалуются на проблемы с нечистой силой. Выслушав всех, кто посетил избу, героиня распределяет чертей по рабочим местам (для этого в игре есть карта всего пермского края, где отмечены существующие варианты для наведения порчи). После этого героине предстоит добраться до места выполнения текущего сюжетного задания, попутно разбираясь с возникающими на пути ситуациями, сталкиваясь с противниками и тайнами, а также выполняя побочные квесты. Путь от точки А до Б на карте всегда один, но существуют необязательные для посещения ответвления и места, в которых можно найти новую задачу, получить артефакт или раскрыть информацию, важную для сюжета.

Почти в каждом таком месте у игрока будет выбор — помочь кому-то или бросить на произвол, как поступить с преступником или зарвавшимся бесом, брать или не брать подозрительный артефакт, стащить ли дары, принесённые лешему, и так далее. Да и в ходе основной истории принимать решения придётся постоянно.

Спойлер

Black-Book_20210808232002.jpg

Black-Book_20210808232421.jpg

Black-Book_20210807195015.jpg

Главное тут подача, а также тот факт, что любознательность и выполнение побочных активностей зачастую вознаграждается — нередко с их помощью вы открываете альтернативные пути решения проблемы или побочные сюжетные линии, так что заглядывать в каждый уголок жизненно необходимо, особенно если вы выбрали путь доброй ведьмы.

Гулять по мрачноватым лесам и деревням вы будете не в одиночку. Вместе с героиней путешествует один из спутников, каждый из которых обладает собственной вспомогательной особенностью, будь то обычная атака или наложение защитного наговора. С этими героями Василиса может общаться, находясь на привале или в избе, а рано или поздно они выдадут ей задание, которое укрепит отношения и усилит их способности.

День ото дня исследуя игровой мир, помогая людям (или наводя на них порчу при желании — у нас тут, всё-таки, RPG) и общаясь с NPC, игрок погружается в уникальный сеттинг и с новой стороны знакомится с культурой и прошлым России в целом и пермского края в частности. Помогает в этом буквально всё: чарующая музыка, потрясающий дизайн звука, шикарно написанные диалоги, изобилующие не только просторечными и древнерусскими, но и коми-пермяцкими словами, для которых всегда есть пояснения и перевод, выводящиеся по нажатию одной кнопки.

Спойлер

Black-Book_20210810000729.jpg

Black-Book_20210810000716.jpg

Black-Book_20210810000655.jpg

Усиливает эффект на удивление качественная русская озвучка, в которой вы не услышите знакомые голоса, набившие оскомину ещё в нулевые. Актёры почти всегда играют свои роли превосходно, и это на протяжении десятков часов! Да, в игре озвучен каждый диалог, а также все слова рассказчика — немые реплики в Black Book попросту отсутствуют.

Всё это работает на погружение в атмосферу славянской сказки, но и тут не всё так просто. Разработчики не искали лёгки путей, а потому изобразили колорит не через кокошники и коромысла, а через мифологию и суеверия. И если поначалу ритуалы крестьян могут показаться кому-то довольно забавными, то уже через пару часов от некоторых событий в игре по спине начинают бегать мурашки. Усиливает этот эффект аудио-дизайн и саундтрек, наводящие жути похлеще иной игры в жанре ужасов. Где ещё вы услышите бренчание балалайки, от которого в жилах стынет кровь?

Спойлер

Black-Book_20210808192818.jpg

Black-Book_20210808142757.jpg

Black-Book_20210808034332.jpg

Увы, не обошлось и без ложки дёгтя. Судя по всему, озвучение диалогов производилось дистанционно, а потому актёров некому было поправить, когда они неверно ставили ударение в очередном незнакомом славянском слове. И если в большинстве случаев ошибку можно списать на неграмотность озвучиваемого персонажа (да и то с натяжкой), то как один из актёров умудрился неверно выставить ударение в слове «лапти» — тайна за семью печатями (ещё одна, кхе-кхе).

Другая проблема касается саундтрека. Музыка в Black Book чудо как хороша, но фоновых композиций преступно мало — их, навскидку, буквально штук шесть, а одна из них играет чуть ли не 60% всего времени, что вы проведёте в игре. Через пару десятков часов к имеющимся в игре мелодиям так привыкаешь, что они перестают оказывать должный эффект. Впрочем, даже это не способно испортить густую атмосферу и невероятный уровень погружения.

Благодаря прекрасным диалогам, замечательным персонажам, интригующему сюжету, уникальнейшей атмосфере и выдающейся озвучке (а также возможности минимизировать микроменеджмент и целиком погрузиться в историю) оторваться от Black Book очень сложно. Мне ещё предстоит закончить прохождение и раскрыть тайну Чёрной Книги, но уже сейчас я с уверенностью могу сказать, что «Чёрная Книга» займёт одно из первых мест в моём личном списке лучших игр 2021 года.

Достоинства:

  • Густая атмосфера, сотканная из славянской сказки, коми-пермяцкого фольклора и жутковатых народных преданий и суеверий;
  • Отличные диалоги, выводящие погружение в сеттинг на небывалый уровень;
  • Небывалое качество русской озвучки при полном отсутствии набивших оскомину голосов;
  • Прекрасные персонажи;
  • Музыка и дизайн звука;
  • Удачная структура игры, благодаря которой почти невозможно пропустить интересный побочный контент;
  • Разнообразие сюжетных событий и непредсказуемость повествования;
  • Полное отсутствие багов в версии для PlayStation 4.

Недостатки:

  • Музыка отличная, но композиций маловато;
  • Актёры озвучки периодически ставят неверные ударения в незнакомых им словах, что режет слух;
  • Управление на экранах выбора карт, в инвентаре и прочих меню консольной версии можно было реализовать более удачно.
  • Нравится 3
  • Информативно 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
UnPinned posts

К моему удивлению, заинтересовался. Полез в стим - примерно 5 часов до релиза, стоимости нет. Ну лан, подождём.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, Nuke-Bot 2000 сказал:

У Black Book довольно простая и понятная структура. Каждый день начинается с общения с просителями, которые приносят Василисе гостинцы и жалуются на проблемы с нечистой силой. Выслушав всех, кто посетил избу, героиня распределяет чертей по рабочим местам (для этого в игре есть карта всего пермского края, где отмечены существующие варианты для наведения порчи).

Т.е. она с помощью чертей обеспечивает местных проблемами, а потом за мзду решает их? Вот это бизнес-план, я понимаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
11 минут назад, Wizzard сказал:

Т.е. она с помощью чертей обеспечивает местных проблемами, а потом за мзду решает их? Вот это бизнес-план, я понимаю.

Нет, она таким образом себя от них избавляет, чтобы они её не мучали, штрафы не накладывали. Но я пару раз отправлял (хотя в основном терплю) и в итоге наткнулся на событие, связанное с этим бесом - снимал сглаз, наложенный им по моему же заданию. Больше я так не делал, но уверен, что там больше ситуаций, в которых предстоит расхлёбывать сделанные твоими бесами пакости.

  • Нравится 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Радует что кто-то из наших взялся за славянскую мифологию. У нас в народе, на мой взгляд, слишком уж пренебрежительное к ней отношение, а зря.

  • Поддерживаю 5

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
3 часа назад, Del-Vey сказал:

и в итоге наткнулся на событие, связанное с этим бесом - снимал сглаз, наложенный им по моему же заданию.

Много с жертвы взял?

А вообще разработчики молодцы, а то у людей представление о славянской мифологии до сих идет из советских фильмов с красными щеками и кокошниками.

  • Поддерживаю 2

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Wizzard сказал:

Много с жертвы взял?

Крынку молока. :-a

  • ЯДРЁНО! 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
4 часа назад, Allard сказал:

слишком уж пренебрежительное к ней отношение, а зря.

Потому что подача детская, сказочная.

Я помню, мне учитель по русскому объясняла, что для наших сказок, например, характерно явное зло: злодей, скорее всего, будет явно злым, уродливым, страшным. "Благородные" Lawful Evil'ы для нас не свойственны. Да, если покопаться, то жутковатых вещей в нашей мифологии наберется, но каждый ли ребенок знает, что русалки, например, не так безобидны, как та, что "на ветвях сидит"? 

Мы, скорее, с ходу вспомним Тора, Одина и Локи, а не Перуна, Велеса и Чернобога.

В конце концов, кто пафоснее: Дракула или какой-нибудь наш родной упырь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
21 минуту назад, Girveld сказал:

Потому что подача детская, сказочная.

Подача целиком и полностью же зависит от автора конкретного произведения.

21 минуту назад, Girveld сказал:

Я помню, мне учитель по русскому объясняла, что для наших сказок, например, характерно явное зло: злодей, скорее всего, будет  явно злым, уродливым, страшным. "Благородные" Lawful Evil'ы для нас не свойственны. 

Если уж дело касается именно сказок (коими мифология не исчерпывается), то такое можно сказать про большинство сказок любых народностей и эпох. Сказка она ж ложь, да в ней намёк, а в моральных уроках мало место серости. А вот если взять те же былины в их исходном виде, там уже всё гораздо веселее в этом плане.

21 минуту назад, Girveld сказал:

Да, если покопаться, то жутковатых вещей в нашей мифологии наберется, но каждый ли ребенок знает, что русалки, например, не так безобидны, как та, что "на ветвях сидит"? 

Не каждый, далеко не каждый. Тем и ценнее наоборот поднимать эту тему и напоминать об этом.

21 минуту назад, Girveld сказал:

Мы, скорее, с ходу вспомним Тора, Одина и Локи, а не Перуна, Велеса и Чернобога.

Конечно, потому что скандинавские народы трепетнее относятся к своей культуре и продвигают её в массы.

21 минуту назад, Girveld сказал:

В конце концов, кто пафоснее: Дракула или какой-нибудь наш родной упырь?

Странное конечно сравнение - конкретный персонаж, играющий важную роль в произведениях и рандомный монстр. С тем же успехом я могу какого-нибудь пикси или слуа противопоставить Кощею или Вию. Это уж не говоря о том, что Дракула не является мифологически-народным персонажем, ибо образ Дракулы-вампира оформился именно под пером Стокера во второй половине девятнадцатого века, вследствие моды на вампиров в бульварной литературе викторианской Англии. В которую оные вампиры перекочевали... из преданий славянских народов. Собственно именно поэтому образ классического вампира в западных масс-медиа это образ иностранца откуда-то из глубинки Европы, с характерным акцентом. Хех, как ни смешно, но ты сам представил пример того, как можно грамотно "заребрендить" народного монстра славянской мифологии.

  • Информативно 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
15 минут назад, Allard сказал:

Странное конечно сравнение - конкретный персонаж, играющий важную роль в произведениях и рандомный монстр.

Так в том и смысл. Я как-то не могу припомнить "именного" упыря из нашей мифологии (по крайней мере без гугла). Хотя пример привел не как самый верный, а как самый наглядный.

15 минут назад, Allard сказал:

такое можно сказать про большинство сказок любых народностей и эпох.

В том-то и дело, что подход разный. Я же написал.

15 минут назад, Allard сказал:

Сказка она ж ложь, да в ней намёк, а в моральных уроках мало место серости.

Да, в наших сказках зло всегда (ладно, в большинстве случаев) явное. А, например, в итальянских сказках не всегда.

15 минут назад, Allard сказал:

Хех, как ни смешно, но ты сам представил пример того, как можно грамотно "заребрендить" народного монстра славянской мифологии.

Но он не ассоциируется со славянской мифологией.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
24 минуты назад, Girveld сказал:

Потому что подача детская, сказочная.

В Black Book c подачей как раз всё замечательно обстоит. Вот есть какая-нибудь монстряка, вроде Обдерихи. Вроде и глупое название, но называется она так потому, что кожу с людей сдирает заживо. Как-то сразу не до смеха.

А ещё есть чудесные обитатели хлевов, полюбляющие снимать скальпы с женщин, намотав их волосы на грабли.

Тут, в общем, совсем не для детей всё сделано. Жути нагоняют специально, чтобы вся эта дурь из советских мультиков про мечи-кладенцы сразу улетучилась.

Плюс персонажи не всегда однозначные. У того же добродушного деда Егора за плечами поступки паскудные имеются, причём он не то чтобы очень сильно раскаивается в содеянном.

  • Информативно 3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 минуту назад, Del-Vey сказал:

Вот есть какая-нибудь монстряка, вроде Обдерихи

Я посмотрел на скрины. Мне очень даже любопытно, как они это всё умудрились на английский перевести.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
39 минут назад, Girveld сказал:

Мы, скорее, с ходу вспомним Тора, Одина и Локи, а не Перуна, Велеса и Чернобога.

Тут, кстати, с этим тоже не очень. События развиваются в XIX веке, так что православие во все поля, старых богов почти не поминают, разве что коми-пермяцкие варианты леших (ворса) да водяных (васа).

  • Информативно 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
1 час назад, Girveld сказал:

Мы, скорее, с ходу вспомним Тора, Одина и Локи, а не Перуна, Велеса и Чернобога. 

Я в юности интересовался язычеством, и с поиском инфы было все плохо. Толком непонятно, что читать и куда копать, в отличии от скандинавщины с их Эддами.

Читал "Песни птицы Гамаюн", которые по идее вроде как на мифах основаны, какие-то версии "Велесовой книги" (хотя оригинал был утерян), слышал, что Семенова (которая, "Волкодава" написала) разбирается в вопросе, - читал и ее. И в каждом из источников говорится своё. Расхождения колоссальные - и не в деталях, а в глобальных вопросах, вроде создания мира или даже самого пантеона. Т.е. в принципе все сходятся, что Перун это небесный кузнец, который в случае чего может и втащить, но на этом все. Со всякими Марами и Чернобогами уже сложно и неоднозначно (к примеру, где-то Чернобог и Белобог это сущности, что-типа иня и яня, а где-то Черноборог это вполне себе конкретный дедуля с крайне скверным характером). Некоторые источники не мудрствуя лукаво проводили аналогии со скандинавским язычеством, в духе Один - Сварог, Тор - Перун и т.д.

Ситуацию осложняет еще то, что даже у соседних племен верования могли значительно отличаться, что усложняет приведение всего этого добра к единому виду. Ну и плюс христиане постарались.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×